Первый в СССР

Прогулки по лесам и полям вокруг Песков. Рыбалка, охота, бортничество.
Дом и сад, огород, цветы и растения.

Модератор: Гестия

Ответить
Аватара пользователя
Герасим Слободенюк
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 14 дек 2012, 11:45
Реальное ФИО: Юрий Слободян

Первый в СССР

Сообщение Герасим Слободенюк »

Первый в СССР

"Дороги наши — сад для глаз: Деревья, с дерном вал, канавы; Работы много, много славы,Да жаль, проезда нет подчас." - П.А. Вяземский

Изображение
Фото автора

Да, с дорогами, если быть честным, что в СССР, что в нынешней РФ, ситуация не из лучших. Действительно, в советские времена, после войны, дорог было очень немного, а проезжих и того меньше. Но вот лесные дороги, которые связывали населенные пункты и сельхозугодья, поддерживались тружениками села. Сейчас этого нет – нет ни колхозов, ни совхозов, а лесникам это не нужно, да и их почти не осталось. А охотпользователи могут только расчистить дороги от завалов – в лучшем случае, на большее средств нет.

Постепенно СССР приходил в себя после страшной войны, благосостояние населения росло, даже в сельской местности. А уж отмена второго крепостного права, когда крестьяне получили паспорта, способствовала повышению коммуникабельности населения. Короче, партия и правительство позаботились о сельских жителях и решили дать селу автомобиль повышенной проходимости. Так появился ЛуАЗ-969.


В нашей газете часто и с теплотой вспоминают старые ружья. Утверждают, что они были лучше, чем современные (сам писал). Давайте вспомним и старый советский автомобиль, который помогал охотникам и рыболовам, который вывез из леса не одного лося и кабана. Да и по сей день его используют любители езды по бездорожью, рыболовы, охотники и грибники.


Итак, ЛуАЗ-969 имеет армейские корни. Его прародителем был ЛуАЗ-967 или ТПК (транспортер переднего края). Машина весьма интересная и привлекательная для рыбаков и охотников по сей день. Она может... плавать! При этом, если все исправно и кузов не прогнил, чтобы с суши перейти на ТПК в воду, никаких операций производить не надо: с берега – и в воду!


Гражданский вариант ЛуАЗа так не может: не плавает он. Надо сказать, что гражданская модель была по-военному спартанской – особыми удобствами не располагала. Более того, с 1966 по 1971 год ЛуАЗ-969 был переднеприводным, хотя проектировался как полноприводный автомобиль. Обычная для тех времен история: были проблемы с производством задних редукторов. Но это был первый в СССР переднеприводный автомобиль! Более того, это был первый автомобиль повышенной проходимости для граждан СССР. В 1979 году был освоен ЛуАЗ-969М, который от предыдущей модели отличался дизайном. На международном салоне в Турине ЛуАЗ-969М даже был включен в десяток лучших автомобилей Европы.
В 1967 году этот разработанный в СССР для народа автомобиль стоил 1700 рублей. Для сравнения, ЗАЗ-968 стоил в том же году 1600 рублей.


Как же был устроен ЛуАЗ-969? Он имел независимую торсионную подвеску всех колес. Дорожный просвет – 280 мм. Постоянный передний, подключаемый – задний привод. Передача с КПП на задний редуктор осуществлялась приводным валом. Имелась блокировка дифференциала заднего моста и пониженная передача. МКПП 4–ступенчатая. Двигатель МеМЗ 40 л.с. воздушного охлаждения. Колеса R13, можно сказать, направленные. При правильной установке они самоочищаются от грязи, но это про родную резину ИВ-167. Тип – грузопассажирский. Максимальная скорость – 85 км/ч. Расход топлива – 10 литров на 100 км при 60 км/ч.


Вот такая машина. Каковы ее достоинства? Первое и основное – прекрасная проходимость по бездорожью. Этому способствуют большой дорожный просвет, наличие блокировок, малая масса автомобиля, простота устройства и ремонта. По моему мнению, это достоинство. Ремонтировать машину можно непосредственно в поле.
Теперь о недостатках. Слабый двигатель, слабый генератор. Если вы поездите с включенным светом и печкой, то рискуете посадить аккумулятор. Низкое качество запчастей. Низкий комфорт.


Вот какая эта машина. В 90-х годах на ЛуАЗ устанавливался двигатель от «Таврии», водяного охлаждения, и называлась эта модификация ЛуАЗ-1302. Сейчас Луцкий завод прекратил выпуск этих автомашин. Но и сегодня, несмотря на то что Украина стала самостийной, можно найти подержанный ЛуАЗ в более или менее приличном состоянии. Зачем он нужен? Сколько стоит сейчас не новый внедорожник? Никак не меньше 150 000 рублей. ЛуАЗ с документами и на ходу можно приобрести за сумму от 25 000 рублей. Он хорошо поддается модернизации. Двигатель МеМЗ можно заменить на жигулевский. Для этого понадобится только переходная плита, которую можно купить через интернет, и выжимной подшипник. Но лучше устанавливать вазовский двигатель, которым комплектовался «Москвич-2141»: там с поддоном картера мудрить не обязательно. Естественно, надо будет установить радиатор, но это уже мелочи. В НАМИ можно оформить необходимые бумаги и легализовать эту переделку. Вместо передних барабанных устанавливаем дисковые тормоза. Вместо рулевого редуктора от «Запора» ставим рулевую рейку от «Фольца». Сразу исчезают люфты рулевого, и не надо машину на дороге ловить. Передние сиденья от «Копейки» меняем на любые иномарочные, можно и с подогревом, и имеем совсем другой комфорт.


Машина дает большой простор для модернизации. Колеса можно без особых хлопот поменять на R14, подходят диски от старой «Мазды». Если отлифтовать машину, то и от «Нивы» можно поставить. А еще специально для ЛуАЗ фирмы предлагают шины низкого давления с дисками. Правда, придется подрезать арки колес, но уж больно хороши! Цена только останавливает: более 8000 рублей за штуку. Короче, нет предела совершенству!


Я сам являюсь владельцем подоебного чуда инженерной мысли. Пара лет эксплуатации и ремонтных работ подтвердили приведенные мною достоинства. Съездить за грибами за несколько километров по лесной дороге – легко! Главное, бензопилу и топор не забыть: могут быть поваленные деревья. На дороге огромная лужа с глубокими колеями? Включаем полный привод, понижайку и блокировку заднего моста. Машина медленно, но верно движется вперед. Застряли? Включаем заднюю и выползаем. Короче – танк! Конечно, торсионная подвеска не способствует комфорту пятой точки при движении по грунту, но за все надо платить! Да, еще надо сказать, что расход топлива по бездорожью составляет где-то около 20 литров на 100 км. Но и у УАЗа не меньше.


Что можно сказать в заключение? Конечно, если вы человек не бедный, то вам это ни к чему. Хотя, имея деньги, из ЛуАЗа можно сделать супермашину. Но вот если у вас денег немного, а внедорожник хочется, то можно открыть интернет и поискать там недорогой автомобильчик, который сможет доставить вас к месту охоты, рыбалки или к грибным местам.

Игорь Суслов

Ответить

Вернуться в «Родная природа»