ТАЙНЫ КОЛОМЕНСКОГО КРЕМЛЯ

История Песков и окружающих деревень.

Модератор: Игорь Жогин

Ответить
Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

ТАЙНЫ КОЛОМЕНСКОГО КРЕМЛЯ

Сообщение Агафья »

Авторская страница писателя-историка Романа Славацкого

Очерк первый. ПРОКЛЯТОЕ МЕСТО

В последнее время много пишется о береге Москвы-реки, особенно - в связи с неуклюжей плавучей гостиницей, из-за которой некогда чудесная панорама Коломны безнадёжно искажена. Но все эти разговоры носят, на мой взгляд, - поверхностный характер, потому что не учитывают мистику места. А в нынешнем состоянии древнего берега есть свои тайные и тёмные закономерности, о которых стоит поговорить...

ПЕРЕПРАВА

Окрестности Бобреневского моста всегда вызывали во мне тревожное и волнующее чувство. Может быть, оно возникало оттого, что здесь находится ключ ко всей коломенской истории? Ведь на страницы летописи Коломна, собственно, и попала, из-за Владимирской дороги и здешней переправы. Тут, на углу кремлёвского холма, скорее всего и находилось ядро домонгольского города, помянутое аж в 1177 году от Рождества Христова...

Здесь коломенские укрепления защищали рязанскую землю от владимирских ратей. Здесь союзные русские войска пали в битве с Батыем 1 января 1238 года. Недалеко отсюда находили «скудельницы» - братские могилы времён Золотой Орды...

Обо всём этом невольно вспоминаешь около Бобреневского моста, особенно зимой, когда тёмные воды Москвы-реки дымятся от мороза, слоясь тысячами призраков. И приходит на ум страшная подземная река - Стикс, и перевозчик Харон, переправляющий через неё души усопших...

И одна странная история удивительно органично сочетается с этой мрачной картиной.

ЛЕГЕНДА

У моей бабушки Анны Михайловны была гимназическая подруга. Сейчас уж не помню, как её звали, а спросить не у кого. Но, как ни странно, некоторые из их бесед отложились в детской памяти. Как-то они разговорились насчёт «сусального» образа Ивана Грозного из фильма Эйзенштейна и гимназическая подруга в сердцах сказала: «Этому упырю не будет покоя; ни ему, ни его войску в Пятницких воротах».

Я тогда ещё толком не понимал, ни кто такой Иван Грозный, ни где находятся Пятницкие ворота, но фраза эта почему-то задержалась в сознании.

Я вспомнил о ней глубокой осенью, кажется - 1983 года. По случаю оказался ночью вблизи Пятницких ворот. И вот тогда, в морозном мраке, во тьме из-под арки врат раздалось отчётливое цоканье копыт, глухое позвякивание оружия и хриплый говор... Это продолжалось, наверное, всего мгновение, но тогда оно показалось целым часом. Как меня тогда кондратий не хватил - до сих пор не понимаю.

Одно стало ясно - с башней что-то происходит. Какая-то непонятная жизнь идёт в ней, независимо от нашего времени. И позднее, когда поступил в Коломенский музей, пришлось наслушаться всяких страшных историй про этот парадный въезд в кремль.

Кстати - вот ещё один любопытный случай. Когда Павел Зеленецкий иллюстрировал мой «Мемориал», к первой же главе он сделал композицию, на которой изображено... призрачное войско, выходящее из Пятницких ворот! Занятно, что я ничего не говорил художнику об этом предании. Значит он каким-то «шестым чувством», подсознательно уловил это невидимое движение.

И что любопытно: до революции ничего подобного не происходило. Во всяком случае, Иванчин-Писарев, любитель «готических» историй, об этом не сообщает. Похоже, святыни Пятницких ворот - чудесные образа - хранили проездную башню. А на рубеже 20-30-х годов эта охрана исчезла. И в древнем памятнике появилась какая-то тёмная энергия (или демон - называйте как хотите), непостижимым образом связанная с ужасными событиями, которые происходили здесь в середине XVI столетия...

ВТОРОЙ ИРОД

В 1568 г. Россию накрыла очередная волна опричных гонений - безумного террора против собственного народа. 11 сентября государь приказал придти во дворец знатному и влиятельному боярину Ивану Петровичу Фёдорову. Заставил его облечься в царские одежды и сесть на трон. Затем, юродствуя, преклонил колени, сказав: «Ты хотел занять моё место; вот, ты теперь - великий князь, радуйся!» И тут же собственноручно зарезал боярина ножом.

Фёдоров был не царского рода; в любом случае он никогда бы не стал российским монархом. Но в параноидальном бреду царя Ивана существовала своя логика.

У Ивана Петровича было много вотчин, особенно в Коломенском уезде, где он пользовался большой любовью и влиянием. Все его владения подверглись чудовищному и безумному разорению: сжигали дома, резали скот, даже из прудов выпускали воду, чтобы рыба погибла. Всё это сопровождалось массовыми убийствами. Причём пострадали не только имения Фёдорова, но и его друзей, знакомых, соседей.

Были разорены вотчины бояр Яковлевых, страшная кончина ждала Ивана Борисовича Колычева, племянника Митрополита Филиппа (Колычева). Во время разгрома одного из фёдоровских имений нашли «высокую храмину», посадили туда людей, в том числе и Колычева, закатили вниз бочки с порохом и взорвали.

Когда царь со своим «диавольским войском» поскакал смотреть на разорванные тела, его глазам предстало чудо. Иван Борисович, прикованный к огромному бревну, сидел на земле невредимый, прославляя Бога. Один из «кромешников» срубил ему голову и подал своему господину.

Позднее её принесли заточённому Митрополиту, передав слова царя: «Се, твой любимый сродник, не помогли ему твои чары». Святитель взял голову, благословил, и отдал принесшему. Вскоре и сам Митрополит Филипп был казнён. Православная Церковь, в песнопениях прославляя святого, называет его мучителя «вторым Иродом». Забавно, что сегодня находятся «ревнители благочестия», призывающие канонизовать душегубца.

В КОЛОМНЕ

Естественно, «кромешники» не миновали и Коломны. Они вели себя здесь, как в захваченном неприятельском городе. Это вызвало возмущение посадских жителей; были убитые с обеих сторон. До сих пор коломенцы с содроганием рассказывают об ужасах тех дней. Знатных людей заточили в Свибловой башне, пытали в Застеночной.

А простолюдинов со связанными руками выводили на Бобреневский «живой» мост, сбрасывали в реку и топили. У Москвы-реки поставили плахи, на которых рубили головы. Весь берег был завален изуродованными телами. Три дня после этого река текла кровью.

Город опустел; жители его были убиты или разбежались.

Даже спустя десять лет Коломна не вполне оправилась после погрома. В Писцовых книгах того времени то и дело видим «дворовые места пусты», церкви, стоящие «без пения», т.е. без службы, с обезлюдевшими приходами. В Бобреневе не было ни одного монаха. Видимо, И.П.Фёдоров оказывал особое попечение обители, и это самым мрачным образом сказалось на судьбе её насельников.

Похоже, действительно правда: берег проклят, а мучители, обагрившие руки в невинной крови, до сих пор не могут найти себе упокоения.

ПАРАДОКСЫ ПАМЯТИ

Минули времена Грозного, кровавой полосой прошла Смута. Много с тех пор воды утекло в Москве-реке. И Коломна изменилась. Разрушили Свиблову башню, разобрали Застеночную, Пятницкие ворота завесили иконостасами, часовню построили при этих воротах.

Но берег, пропитанный кровью коломенцев, остался духовно пустым, незащищённым. Я не знаю, какую защиту стоило бы построить. Может быть, часовню во имя святителя Филиппа, или что-то подобное? Во всяком случае, ничего такого не было сделано. В XIX в. публичный дом устроили на берегу реки. Но это вряд ли можно назвать духовной защитой.

А сегодня установили плавучую гостиницу. Может быть, я и ошибаюсь, но не похоже, чтобы она улучшила духовную атмосферу города. Что же касается внешнего облика, то в лучшем случае это сооружение можно назвать плавающей «хрущобой». Да и бизнес тут вряд ли развернётся. Уж больно место страшное...

ДУХ ГОРОДА

Есть ещё одна особенность, о которой строители «40-го меридиана» не знали. Дело в том, что Коломна может защищать себя сама. Не знаю, в чём тут дело, и чем это объяснить, но люди, приносящие вред городу, искажающие его образ, подвергают себя опасности. Был один человек, который вздумал построить свой «новорусский коттедж» прямо на Блюдечке. Говорят, что человек этот пропал, а теперь и дом его снесли.

Есть о чём задуматься людям, что перегородили проход по остаткам городской стены вдоль Москвы-реки...

Что же до ресторана-гостиницы, то Владимир Алексеев созидал её, наверное, из лучших побуждений. И в самой идее устроить здесь туристический центр ничего плохого, по большому счёту, нет. Коломне нужен приличный визит-центр европейского уровня. Но именно приличный, а не коробка из-под обуви, которая стоит у берега сейчас. Снять бы с неё пару лишних этажей, да создать хорошие фасады в духе сталинских речных вокзалов - и никто г-ну Алексееву худого слова не скажет, все только благодарить будут.

И, конечно, надо бы, как говорится у Булгакова, «окропить помещение». В данном случае - помянуть жертвы опричнины, чтобы духовная атмосфера древнего берега успокоилась.

Само собой, нарядно-открыточное представление о Коломне расходится с тяжёлой мистикой этого места. Не хочется думать о страшном. Гораздо веселее плести туристам псевдонародную чушь про матрёшки, балалайки и целебные бобреневские поля. Но ведь от того, что мы попробуем забыть историю, она никуда не денется. Она закована здесь навеки. Её помнит кремлёвский холм, помнят Пятницкие ворота и текущие сквозь время тёмные московские воды...

Ответить

Вернуться в «История, краеведение и культурное наследие Песков»