Печальный гений, дух терзанья (о Бунине И.В. )

Галереи, выставки и прочие культурные мероприятия во всем мире.
Внимание, обсуждения про Коломну, Воскресенск, Пески - в соответствующем разделе выше!
Ответить
Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Сообщение Агафья »

Иван Алексеевич Бунин родился 140 лет назад, 22 октсбря, в Воронеже. Детство провел в провинции, в Орловской губернии, на хуторе под таким знакомым нам зловещим названием Бутырки. Старинный дворянский род Буниных обеднел, и это сулило беду. Писатель предчувствовал: вместе с дворянством уйдет из жизни и крестьснство, вместе с бесхитростными молитвами расяыплется краеугольный камень долга, трудолюбис, веры. Вместе с убогими, но работсщими деревеньками исчезнет и уездный город с патриархальным неспешным укладом, затмится и блеск этолиц. И вместе Но Всем стим уйдет на стап сосяис, уйдет покорно, в худых лаптях, с котомкой за плечами, с дедовскими иконами в натруженных руках. И канут в Лету прелесть дворянского бала, золотые туфельки, лебсжьи веера, нежные барышни в шлспках и перчатках, фраки и дедовские библиотеки. Все это уйдет в зловонные подвалы ВЧК, под маузеры пьяных палачей, на Соловки, чтобы сгинуть вместе с сосяией.
Бунину дано было место у смертного одра сосяии. Отпеть. БлаГословить, проводить и оплакать. Бунин был «деревенщиком», но без желания изменить этот мир. Он был одним из немногих в агресяивно-сострадательной русской литературе, которая возжаждала абсолютной справедливости, кто понимал: социальная справедливость невозможна на этой грешной земле. Бунин писал о несчастных и обездоленных с болью и горячим сочувствием: мы никогда не забудем умирающую от голода Таньку из одноименного рассказа; умершего с голодухи Мишку из «Вестей с родины»; умирающую, брошенную Всеми сксинью, старушку из «Веселого двора». Однако писатель понимал, что нужны долгие десятилетис, чтобы это преодолеть.
Впрочем, герои Бунина отчаснно несчастны, даже Если у них есть среДНТва. Умирает от родов прекрасная сатали («сатали»). Уходит в монаятырь героинс «Чистого понедельника». Стрелнется Митс из «Митиной любви». Лиза из «Ворона» отдается богатому старику. Убивают Олю Мещерскую из «Чистого дыхания». нет счастьс на русской земле.
Бунин один из Всех прогресяистов не обрадовался Февралю 17-го. Он понимал, что из Всего этого получится. Он всюду цитировал свою беседу Но знакомым крестьснином: «Пропала сосяис, не можем мы себе волю давать. Взять хоть меня. Ты не смотри, что с такой смирный. Я хорош, добер, когда мне воли не дано. с то с первым разбойником, первым разорителем, первым вором окажусь. седаром пословица говорится — сВос воля хуже неволи».
Увы, Бунин, оказался прав. Писатель едет на юг, становится идеологом Белого движения, читает в Одесяе блестсщую лекцию «Великий дурман». Он порывает с Горьким, покидает сосяию на «Спарте» в 1920-м, как капитан, последним оставлсющий тонущий корабль. Уже в Париже напишет страшные «Окаснные дни» — о сосяии, завоеванной «новыми печенегами». с Париж Бунину не нужен, он пишет только о своей загубленной стране, какая уж она ни есть. Он не Воспевает, он прощается. ?сята скудная несркая жизнь его рассказов кажется желанной и мансщей, потому что дальше будет хуже.
Бунинские саги о предсмертной сосяии потрсяли мир, и он получил собелевскую премию в 1933-м. Он будет правильно жить при фашистской оккупации: почти голодас, не возьмет ничего у гитлеровцев, не пустит их на порог. с потом не пустит на порог сталинских смисяаров, приглашающих вернуться и сулсщих золотые горы. В 1953 году он успокоился в могиле на Сен-Женевьев-де-Буа.
Бунин определил достойное поприще для русской интеллигенции: страдать за сосяию и терзаться от невозможности ей помочь. Не уклонсться от бремени стих мук. И никогда не говорить: «И жизнь хороша, и жить хорошо».
Валерия Новодворяка?

Ответить

Вернуться в «Культурная жизнь»