Юноши и амуры Караваджо

Галереи, выставки и прочие культурные мероприятия во всем мире.
Внимание, обсуждения про Коломну, Воскресенск, Пески - в соответствующем разделе выше!
Ответить
Агафья
Сообщения: 1793
Зарегистрирован: 16 май 2010, 23:03

Юноши и амуры Караваджо

Сообщение Агафья »

№41(226) от 5 декабря 2011 года
Шаталов Александр

Изображение
У картины «Мученичество святой Урсулы»,
1610 г.
Юноши и амуры. Выставка из 11 шедевров Караваджо открылась в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Художник прославился своими контрастными световыми решениями, парадоксальными ракурсами, простонародным и чувственным изображением святых.

Это самая большая выставка Караваджо, которая когда-либо проходила вне Италии. Даже на короткий срок такие картины из своих экспозиций музейщики отдают очень неохотно. Так что можно представить, с каким трудом эта выставка собиралась. А представлены на ней работы уникальные — чувственный «Юноша с корзиной фруктов» из римской Галереи Боргезе, драматическое «Положение во гроб» из Пинакотеки Ватикана, почти богохульское «Обращение Савла» из церкви Санта-Мария дель Пополо, молодой «Иоанн Креститель» из Капитолийских музеев Рима и т.д.

Святые простолюдины

Микеланджело Меризи да Караваджо (Караваджо — городок в Италии, откуда родом художник) прожил всего 39 лет. В самом начале своей карьеры он очень нуждался, а потому современники вспоминали его как «человека неотесанного, с грубыми манерами, облаченного в рубища и обитающего где придется», который вместе с тем выглядел вполне счастливым, когда рисовал уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и бродяг. О Караваджо пишут как о хулигане, готовом все время задираться, вступать в споры и драки, постоянно напивающемся и невоздержанном человеке. Возможно, так и было. Любящий простонародную жизнь, он сумел привнести ее запахи, вкус, детали в свои знаменитые полотна на религиозную тему, которые одновременно и восхищали, и смущали современников. «Он сделал нечто совершенно экстраординарное — снял святых со стены и сделал их обычными людьми», — пишет современный исследователь его творчества. Святые Караваджо похожи на простых людей, какими, собственно говоря, они и были. В картине «Обращение Савла» главное место занимает огромный круп лошади, под которую пал герой, пораженный светом святости, чтобы потом воспрять с земли уже в облике апостола Павла. Церковь не приняла написанного Караваджо апостола Матфея, которого художник изобразил пожилым крестьянином с босыми грязными ногами. Другой святой, Иоанн Креститель, в раннем полотне Караваджо (1602) — это обнаженный юноша, в котором трудно узнать будущего пророка. Знаменитый «Спящий амур» похож на уставшего пузатого мальчугана, а вовсе не на вестника любви. В «Отдыхе на пути в Египет» ангел удивляет нас бытовыми крыльями за спиной, имеющими грязно-серый оттенок. А какими должны быть крылья у ангела? Может быть, именно такими, как у обыкновенного голубя с римских улиц… Для Девы Марии в этой же картине позировала художнику его любимая проститутка Аннучче…

В поздние годы Караваджо рисовал почти исключительно на религиозные темы, сохранив в полотнах ту же эмоциональность, что и ранее. Его знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей», в котором впервые в живописи была зафиксирована мгновенная сценка — крик, искаженное лицо, — позднее откликнулся «Головой Медузы», искаженной болью. Познакомившись в тюрьме с Джордано Бруно и проведя с ним 3 дня в философских дискуссиях, Караваджо выразил свои эмоции от гибели ученого в полотне «Мученичество апостола Матфея». Легко провести параллель между сожженным в Риме на площади Цветов Джордано Бруно и этим полотном, в центре которого огромная фигура накачанного дебелого убийцы…

Изображение
«Юноша с корзиной фруктов», 1593–1594 гг.

Андрогины
В России есть только один Караваджо — «Юноша с лютней» в Эрмитаже. Фигура юноши настолько женственна, что долгие годы картину называли «Лютнисткой». На нотах написано Gallus — имя миланского музыканта, друга художника. Некоторые полагали, что это его портрет. Однако сейчас исследователи называют другое имя модели — Марио Миннити, 16-летний художник, который жил с Караваджо и позировал ему для ряда работ. На выставке представлена картина «Юноша с корзиной фруктов», которую раньше тоже не случайно называли «Продавщица фруктов». Двусмысленно соскользнувшая с плеча андрогинного юноши рубашка, приоткрытый рот и корзина фруктов, символизирующая «сексуальную ненасытность», — это как раз те формы чувственности, которые мог позволить себе художник. Караваджо передает в полотнах эмоции, восхищение, страсть, ненависть, прикрывая свою развращенность прозрачными религиозными сюжетами. Это привлекало и современников, и покупателей — нравы эпохи Возрождения были соответствующими. Свои портреты художник делает тоже довольно неожиданными — в картине «Давид с головой Голиафа» (1605–1606) его отрубленную голову держит за волосы молодой возлюбленный, а в полотне «Соломея с головой Иоанна Крестителя» (1607–1610), написанном Караваджо с целью разжалобить своего покровителя, его отрубленную голову держит уже взрослый мужчина…

Скрывающийся от преследования наемных убийц, которые однажды даже нанесли ему несколько ударов кинжалом в лицо, Караваджо постоянно переезжал из одного места в другое. Он умер в небольшом рыбацком городке Порто д’Эрколе, как выяснили совсем недавно ученые, вследствие солнечного удара. В тот момент он болел сифилисом, и его организм был крайне ослаблен. Останки художника обнаружили в 1956 году в безымянной групповой могиле на 200 человек на старом тосканском кладбище. Спрашивается, чего еще можно было ожидать от художника с такими привычками…

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: Юноши и амуры Караваджо

Сообщение Герда »

Агафья писал(а): Спрашивается, чего еще можно было ожидать от художника с такими привычками…
И тем не менее он - гений и первооткрыватель: он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта, бросит вызов главным художественным направлениям своей эпохи -маньеризму и академизму -противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства,точно будет передовать психологию своих персонажей,виртуозно овладеет мастерством композиции и техникой СВЕТОТЕНИ (наши современники будут называть его первым фотохудожником).Караваджо никогда не изображал фигуры в солнечном освещении,а помещал их в полутёмные помещения,направляя высоко расположенный источник света вертикально на наиболее значимые участки,усиливая контраст между светом и тенью. Его творчество оказало огромное влияние на ведущих западноевропейских мастеров -караваджистов-Веласкеса,Рембранта,Рубенса,Йорданса,Сурбарана,Джентилески...
А родился он в Милане. Его мать -Лючия Аратори -была дочерью землевладельца из городка Караваджо (отсюда прозвище "Караваджо)".Отец умер,когда ему было 5 лет. В 13 лет начинает учиться у художника Петерцано в Милане. В 1591 году,получив свою часть наследства после смерти матери,открыл мастерскую в Милане,где писал портреты и жанровые картины.Затем Рим,Венеция,Неаполь,Мальта,Сицилия... Говорить о Караваджо можно много. О нём пишут книги (его жизнь-приключенческий роман),снимают фильмы. Вряд ли мы в обозримом будущем ещё раз увидим Караваджо,поэтому мчитесь в музей им.Пушкина!
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Александр Чемоданов
Сообщения: 549
Зарегистрирован: 15 апр 2011, 21:21
Реальное ФИО: Александр Анатольевич Чемоданов

Re: Юноши и амуры Караваджо

Сообщение Александр Чемоданов »

Герда писал(а): Вряд ли мы в обозримом будущем ещё раз увидим Караваджо,поэтому мчитесь в музей им.Пушкина!
Мы ... наверное... , а вот молодым людям советую приложить максимум усилий , чтобы в результате иметь возможность просто посещать музеи в Италии.
Мелочи способны нарушить привычный ход событий.

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: Юноши и амуры Караваджо

Сообщение Герда »

Александр_Чемоданов писал(а):
Герда писал(а): Вряд ли мы в обозримом будущем ещё раз увидим Караваджо,поэтому мчитесь в музей им.Пушкина!
а вот молодым людям советую приложить максимум усилий , чтобы в результате иметь возможность просто посещать музеи в Италии.
Ваши СОВЕТЫ,Александр, на вес золота! :lol:
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: Юноши и амуры Караваджо

Сообщение Герда »

inoСМИ.ru

Караваджо: в Милане найдены сто рисунков молодого художника
("La Stampa", Италия)
Эсклюзивное сообщение итальянского агенства печати Ansa по поводу находки двух ломбардских ученых.
Сара Рикотта Воза (SARA RICOTTA VOZA)
Микеланджело Меризи да Караваджо Изображение
© Public domain




Имя Караваджо настолько притягательно, что заставляет посещать музеи всего мира, где есть его картины. Поэтому находка, представленная вчера в Милане и включающая более 100 рисунков, автором которых считают Караваджо, имеет огромное значение. Рисунки были найдены в фонде, хранившемся в замке Сфорца. Ученые оценили найденную коллекцию в 700 миллионов евро. Агенство печати Ansa сообщило о событии, выпущены две электронные книги в 600 страниц, которые будут распространяться через Amazon.com. Они содержат фотографии рисунков мастера в сравнении с его работами римского периода.

Это открытие, которое еще должно проверяться группой специалистов, является плодом работы двух историков искусства Маурицио Бернарделли Куруз и Адрианы Конкони Федриголли, которые в течение двух лет искали следы присутствия мастера от Караваджо до Милана, в церквях, где он мог бы работать. Их целью было найти работы, которые могли остаться от молодого периода мастера, его первые опыты, когда он складывался как художник. Эти годы до сих пор окутаны тайной.

Рисунки были найдены в фонде Симоне Петерцано. Этот миланский мастер был учеником Тициана. В фонде хранится 1378 рисунков. Среди них много работ учеников мастерской Петерцано, в числе которых был и юный Микеланджело Меризи.

“Невозможно, чтобы Караваджо не оставил никаких свидетельств своей деятельности в период между 1584 и 1588 годами в мастерской художника, который в то время был знаменит и пользовался успехом”, - сказал агенству Ansa Бернарделли Куруз, являющийся артистическим директором музеев Брешии.

Но как можно было угадать руку Караваджо-подростка в этих 100 рисунках? Двое ученых прежде всего попытались определить “геометрический канон”, который лежит в основе изображений первого римского периода художника: от лиц эфебов до картины “Мальчик, укушенный ящерицей”. “Геометрический канон” – это нечто вроде графического ДНК каждого художника. Ученые искали его в рисунках мастерской миланского фонда.

Так пришло открытие: из 100 рисунков “83 не раз повторяются в в зрелых работах мастера”, как объясняют Бернарделли Куруз и Конкони Федриголли, что “доказывает, что молодой художник уехал из Милана, имея каноны, модели, характерные головы и разные возможные стилистические варианты, которые были готовы к использованию в римских картинах”.

Этот же геометрический канон потом вроде бы был обнаружен в некоторых лицах большой росписи Симоне Петерцано в миланской церкви святых Паоло и Барнабы, которую Роберто Лонги определил как “предваряющую картины Караваджо”.

Говорят, “открытие” касается рисунков и картин, а также записки, в которой Караваджо якобы жалуется, “проливая свет на трения и непонимание людей с двумя противоположными темпераментами”. Записка поддерглась каллиграфической экспертизе (хотя и на фотографическом материале), ее сравнили с расписками, данными Караваджо в период с 1605 по 1606 годы. Результат вроде бы положительный: рука та же. Если авторство рисунков будет подтверждено, то находка поможет заполнить некоторые лакуны в биографии великого художника, в частности, пролить свет на период становления в мастерской и на отношения с “покровительницей” Костанцей Сфорца Колонна.

Чарующий проблеск на жизнь и искусство художника ждет подтверждения. “Мы проведем необходимую экспертизу с помощью тщательно отобранной группы специалистов, а пока приглашаем всех относиться к открытию с осторожностью”, - заверил советник по культуре Стефано Боэри.
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Ответить

Вернуться в «Культурная жизнь»