КИНО

Галереи, выставки и прочие культурные мероприятия во всем мире.
Внимание, обсуждения про Коломну, Воскресенск, Пески - в соответствующем разделе выше!
Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

Российская газета


Почему стоит снова посмотреть фильм "Броненосец "Потемкин"


Малоизвестные факты о легендарном фильме

Текст: Валерий Кичин (блог автора)
05.12.2013, 15:05
Изображение
Изображение
Изображение
Кадры из фильма "Броненосец Потемкин"

5 декабря 1925 года на свет появился немой черно-белый фильм 27-летнего Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", перевернувший все представление о кинематографе.

1. Революционный держим шаг!

В основе сценария драматурга Нины Агаджановой - реальные события 1905 года, когда на броненосце "Князь Потемкин Таврический" вспыхнуло восстание, поддержанное моряками других военных кораблей. Картина создавалась как прямой политический заказ, воспринятый режиссером с абсолютным воодушевлением: фильм к двадцатой годовщине Первой русской революции.

Причем сначала предполагалось снять большую киноэпопею, включающую многие ключевые эпизоды переломного 1905 года. Но советская бюрократия уже набирала силы, и "юбилейная комиссия" тянула с решениями, времени до декабрьских торжеств оставалось все меньше. К августу было ясно, что придется ограничиться каким-то одним эпизодом. На всю работу над фильмом теперь отводилось только три месяца, на монтаж оставалось меньше трех недель. Так что выбора уже не было: на носу осень, солнце можно найти только на юге, - стало быть, из реальных объектов мы имеем только Одессу и броненосец "Потемкин"!

2. Фильм без актеров

Приверженец идей "Левого фронта", адепт идей создания принципиально нового, "революционного искусства", Эйзенштейн принципиально не хотел снимать в фильме профессиональных актеров - ему нужны были, как он говорил, "подлинные люди" - типажи. "Решали не творчески выявленные способности, а физический облик", - признавался он много лет спустя. Впрочем, снял он в конечном итоге актеров - правда, звезд и знаменитостей среди них не было.

Роль матроса Вакулинчука в фильме сыграл актер Театра Пролеткульта Александр Антонов. Впоследствии зрители могли видеть его в роли директора зверосовхоза из фильма "Девушка с характером", в эпизодах фильмов "Сердца четырех", "Молодая гвардия", "Море студеное", "Двенадцатая ночь".

В образе лейтенанта Гиляровского знатоки кино узнают Григория Александрова, будущего создателя целой школы советской музыкальной кинокомедии, а в те годы бывшего на фильме "Броненосец "Потемкин" вторым режиссером. Сын рабочего, Александров с девяти лет начал трудиться в качестве рассыльного в Екатеринбургском оперном театре, затем был в этом театре помощником реквизитора, электротехником и помощником режиссера (хорошее знание театрального закулисья потом сказалось в ярких эпизодах фильма "Весна"). Затем много занимался перемонтажом старых "буржуазных" фильмов, переделывая их в соответствии с новой идеологией. Пока в 1921 году не встретился с Сергеем Эйзенштейном и не принял участие в его спектакле-эксперименте "Мудрец" - уже в качестве актера. Так два будущих мастера стали друзьями и соратниками, долго работали вместе, и уход Александрова в жанр музыкальной комедии Эйзенштейн воспринял как предательство лучших идеалов.

3. Самый красный флаг в мире

Считается, что именно в "Броненосце "Потемкин" в российском кино впервые появился цвет. Когда мятежный броненосец входил в одесский порт, над ним взвивался революционный красный флаг - одна из самых пафосных сцен картины. Но черно-белая пленка передавала красный цвет как черный, поэтому на съемках использовали белый флаг, а потом вручную красили его в красный цвет - скрупулезно, кадрик за кадриком, тонким пером.

4. Для чего строили кинотеатр "Художественный"


Премьера фильма состоялась 5 декабря 1925 года в "1-м Госкинотеатре" на Арбатской площади в Москве (ныне кинотеатр "Художественный"). Весь фасад кинотеатра тогда скрылся за огромным макетом броненосца с пламенеющим флагом. Здание это сразу строилось как кинотеатр, и его глухой, не имеющий украшений фасад был изначально рассчитан на то, чтобы на нем постоянно сменялись афиши. Почти век именно этот кинотеатр был "законодателем мод" в кинорекламе, пока уже в наши дни кому-то из городских чиновников не пришла в голову странная мысль "вернуть зданию исторический облик". И теперь здание стоит голое, напоминая склад или лабаз, уродуя знаменитую площадь. Остается надеяться, что кинотеатру вернут его реальный исторический облик - своего рода стенда для ярких изобретательных киноафиш.

Согласно сообщениям "Вечерней Москвы", в первые же два дня демонстрации фильм Эйзенштейна перекрыл недельный рекорд голливудского боевика с популярнейшим Дугласом Фэрбенксом. Зрители были потрясены не только революционным пафосом фильма, но и невиданным доселе зрелищем: снайперски точный монтаж, симфонически организованный ритм, выразительные ракурсы камеры Эдуарда Тиссэ - все то, что составило художественное открытие Эйзенштейна, действовало на зрительный зал гипнотически и было сполна оценено публикой. Эйзенштейновский "монтаж аттракционов", впервые опробованный им в театре и затем развитый в кино, до сих пор считается неоценимым вкладом в мировой киноязык, его изучают в киношколах.

5. Сто часов музыки на полтора часа фильма


Немой фильм в кинотеатрах того времени озвучивался таперами, аккомпанировавшими кинозрелищу на фортепиано. Среди таких таперов попадались выдающиеся музыканты - достаточно вспомнить молодого Дмитрия Шостаковича, который таким образом обеспечивал себе жизнь, а заодно осваивал законы киномузыки. Шостакович впоследствии написал музыку к "Броненосцу "Потемкин" для его повторного выпуска на экраны в 1976 году.

А первоначально в качестве музыкального сопровождения картины были выбраны фрагменты симфоний и увертюр Бетховена. В 1925 году негатив фильма был продан в Германию, где его и подвергли перемонтажу. Для европейской премьеры в Берлине Эйзенштейн привез пластинки с записью песен "Дубинушка" и "Вы жертвою пали в борьбе роковой...". Именно эти песни звучали и на съемочной площадке, когда снимали сцену прощания матросов с Вакулинчуком, - "для создания необходимого настроения".

В 1926 году известный немецкий композитор Эдмунд Майзель написал симфоническую музыку к фильму, включив в нее обе темы русских песен и для большего реализма использовав ритмически организованные шумы. Эту музыку Майзеля, очень ярко описанную Лионом Фейхтвангером в романе "Успех", многие эксперты считают шедевром, конгениальным самому фильму. Ее высоко ценил и Эйзенштейн , предложивший Майзелю создать музыку для его следующей картины "Октябрь".

Вообще, "Броненосец "Потемкин" в разные годы привлекал внимание многих музыкантов и композиторов. Так, к его выпуску на экран в 1950 году музыку к нему написал Николай Крюков, а в последние годы свои музыкальные версии фильма предложили британская группа Pet Shop Boys, американская группа The Sun Kings и, в прошлом году, британский композитор Майкл Найман.

В истории кино к нему тоже обращались множество раз в фильмах самых разных жанров, от авантюрного "Возвращения "Броненосца" Геннадия Полоки до пародийной итальянской комедии "Фантации Второй Трагический" (где наличествует некий обязательный к просмотру шедевр Сергея Эйнштейна "Броненосец "Котемкин") и даже анимационного сериала "Симпсоны".

6. Идеи и кино


О теоретических подоплеках появления "лучшего фильма всех времен и народов" сегодня в кинотеории и кинокритике стараются не вспоминать: убеждения Эйзенштейна диаметрально противоположны тому, куда теоретики сегодня ведут наше кино.

Между тем вот что писал Эйзенштейн: "Я... требую идейной направленности и определенной тенденции. На мой взгляд, не представляя ясно - "зачем", нельзя начинать работу над фильмом. Нельзя ничего создать, не зная, какими конкретными чувствами и страстями хочешь "спекулировать" - я прошу прощения за подобное выражение, оно "некрасиво", но профессионально и предельно точно. Мы подстегиваем страсти зрителя, но мы также должны иметь для них и клапан, громоотвод, этот громоотвод - "тенденция". Отказ от направленности, рассеивание энергии я считаю величайшим преступлением нашей эпохи".

Сегодня эти уроки забыты, и вопрос "Зачем и о чем это кино?" считается махровым консерватизмом.

7. Злоключения


Как любой политический фильм, "Броненосец "Потемкин" чрезвычайно страдал от меняющихся конъюнктур. Так, уже вскоре после его премьеры пришлось вырезать из пролога цитату из Льва Троцкого и заменить цитатой из Владимира Ленина; нежелательными были признаны и некоторые кадры. Но особенно жестокой цензуре фильм подвергся в Германии, где многие ключевые сцены были удалены или перемонтированы. В 2005 году с помощью Госфильмофонда Германская Синематека провела большую работу по восстановлению оригинального варианта картины - на свое место вернулись слова Троцкого, фильм был смонтирован согласно первоначальному замыслу Эйзенштейна, и на торжественной премьере зазвучала в исполнении живого оркестра музыка Эдмунда Майзеля.

8. Фильм-провокатор


Революционизирующее влияние фильма на людей самых разных стран было почти невероятным. Его гипноз охватывал зрителей мгновенно и к концу картины они уже были одержимы идеями солидарности с борющимся пролетариатом. Достаточно вспомнить хотя бы восстание на голландском военном корабле "Цевен провинсиен": когда мятежники попали под суд, они утверждали, что их вдохновлял советский фильм.

Создатель "Броненосца "Потемкин" искренне гордился этим и свято верил в солидарность трудовых людей земли. "Твердо хочется верить, что на приказ фашизма наступать на социалистическую родину пролетариата всего мира его стальные дредноуты и сверхдредноуты ответят подобным же отказом стрелять, ответят не огнем орудий, а огнем восстаний", - писал он в 30-х годах. Увы, история показала наивность этой веры.

9. Кто самый лучший?


"Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна долгое время держался в первой строчке списка лучших фильмов всех времен и народов. Потом его вытеснил "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса. А недавно - "Головокружение" Альфреда Хичкока. Но он все равно остается в первой десятке.

А вообще эти рейтинги ровно ничего не значат. Никто никогда не объяснит, чем "Головокружение" - фильм с неважно играющими актерами и провальным началом - лучше "Броненосца". Или хотя бы феллиниевского шедевра "Восемь с половиной", полностью обновившего весь кинематограф, но вообще не вошедшего в "десятку". Невозможно объяснить и критерии выбора. Списки составляют по результатам голосования утомленных кинематографом критиков и киноведов, которых от экрана уже тошнит, и они голосуют очень часто не глядя - "по старой памяти". Принято считать, что "Броненосец" - первый, ну и пусть.

10. Свидетельство Фейхтвангера


Фильм стал символом революции. Лион Фейхтвангер в романе "Успех" целую главу посвятил описанию того, как воздействовала картина на сытых немецких бюргеров. Писатель назвал фильм "Броненосцем "Орловым" - но что он имел в виду, слишком очевидно.

Смотрите ВИДЕО:
http://www.youtube.com/watch?v=H1ieAZ55 ... r_embedded
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

Лучшие дни впереди

Премьера 24 октября на kinolampa.ru

Изображение

Любителей французского кинематографа ожидает приятный сюрприз - в октябре на российские экраны выходит мелодрама "Лучшие дни впереди", которую сняла режиссер Марион Верну, она же выступила и в качестве соавтора сценария. Трудно однозначно определить жанр картины - кто-то решит, что это комедия, так как Верну привыкла работать на границе этих жанров. Стоит просмотреть список актеров, снявшихся в фильме, чтобы понять, что качество будет на уровне лучших традиций французского кино.
В главных ролях собраны блестящие актеры своего поколения. Почему речь идет о поколении? Большинство артистов, занятых в фильме перешагнули пенсионный возраст по рамкам даже сурового французского законодательства. И именно вокруг ухода на пенсию крутится основной сюжет.
Главная героиня Каролина фильма Лучшие дни впереди умудряется начать новую жизнь по полной программе - заводит новые отношения, получает свежие впечатления, идет против правил и в результате становится счастливой.
Вроде бы история не новая, но блистательная Фанни Ардан, настоящая звезда французского кино, украшает своей игрой фильм, ей под стать и партнеры.

- Патрик Шенэ, мастер, которого знают и помнят у нас еще со времен СССР;
- Жан-Франсуа Стевенен - актер, сценарист, продюсер, режиссер;
- Фанни Коттансон, снявшаяся более чем в 60 фильмах;
- Катрин Лашанс с таким же послужным списком;
- Ален Коши - популярный герой криминальных драм;
- Мари Ривьер - представительница той же плеяды актеров, к тому же сама известный режиссер и сценарист;
- Марк Шапито, актерская карьера которого началась в 50-х годах;
- Федор Аткин - рекордсмен по количеству ролей, их у него 174!
Эта актерская гвардия - настоящий золотой фонд французского кино. Сюда удачно вписался более молодой, но очень популярный Лоран Лафитт. Так что просмотр обещает быть действительно интересным.


Интервью Фанни Ардан о фильме "Лучшие дни впереди"


Изображение

Здравствуйте!

Вы знаете, мне очень нравилась свобода моей героини. Мне очень понравилось, что она решила принять тот факт, что ей пора на пенсию, когда ей исполнилось 60 лет. Все думают, что это все, конец! Что осталось только спокойно закончить свой век.

А я сейчас могу сказать, что она на самом деле избежала этого обывательского клише. Мне всегда нравились люди, которые остаются свободными и не отступают. Например, когда подросток убегает от брюзжащих родителей. Или молодая девушка, которая хочет выглядеть сексуально...

Я люблю людей, которые понимают, что надо отвечать обществу, которое их подавляет и кажется непреодолимым. И они начинают делать то, что хотят они!

Я думаю, что самое интересное в этом фильме Марион Вернон, то, что она говорит, что в жизни самое главное не та роль, которую вам навязывают, а то, что с этим делаете вы сами. Вы можете оказаться в клубе для пенсионеров, но при этом испытывать ощущение праздника каждый день. А можете ощущать эту жизнь как ужасное существование полностью забытого существа.

Все меняется. Потом начинается выпивка, чтобы заполнить пустоту, грязная одежда, весь этот ужас. Если раньше ты была суперактивной: муж, маленькие дети, свой дом... а потом вдруг... Помните, как она отвечает Лорану Лафитту: "Сейчас у меня есть только это". Это тот момент, когда я часто думаю, что даже дети могут заметить, что ей стало очень скучно. Нет больше обязанностей, нет больше шефа, который бы сказал: "Вы видели, во сколько вы пришли?" И что ей делать с этой свободой? Скорее, она растерялась. Так же, как когда она потеряла свою лучшую подругу, она просто не знала, что дальше делать...


Перед тем, как снова впасть в уныние, она видит, что все очень боятся, когда кто-то другой становится свободным. Все боятся, что этот человек сойдет с ума...

И в этот момент ее дочь дает ей билет на собрания клуба пенсионеров. Поначалу все это выглядело довольно печально: невыносимая секретарша, преподаватель со своей гончарной мастерской - то есть такие вещи, которых боятся все. И тут она сама себе удивилась, потому что она включилась в действие. Она вдруг нашла людей, с которыми можно вместе смеяться, говорить, проявлять свои эмоции...

Мы видим всех этих актеров - Мари Ривьер, Катрин Лашанс, Фанни Котансон, Патрик Шенэ. Все эти знаменитые актеры кино как матрешки вдруг оказываются за одним столом и задают себе тот же самый вопрос, которым задается моя героиня, - что мне делать сейчас? И вы знаете, она ведь не какой-то совершенно потерянный человек, а вполне состоявшаяся личность - у нее есть свой дом, семья, внуки. И ведь она сама решила выйти на пенсию. Добровольно.. Потому что она сказала себе: "Хватит смотреть на все эти танцы объевшейся буржуазии!" То есть это не то чтобы ее саму выставили за дверь..

А потом она увидит его. Это не то чтобы клин клином вышибают, нет. У нее с мужем все нормально. Но когда он входит, возникает роковое влечение. Она такая женщина: она любит вино, любит жизнь, любит вкусно поесть. И хочет немедленно испытать радость от этих отношений. Жан Лоран же просто любитель секса как процесса. Все его женщины возраста его матери. Но ему все равно, потому что он любит женщин. А в этой любовной истории он просто валяет дурака. Но при этом он дает моей героине возможность вновь почувствовать себя молодой и свежей. То есть можно сказать что он явился спичкой, которая упала в бочку с бензином. Она начинает по-другому одеваться, надевает платье с корсетом. И вовсе не потому, что она становится одержима сексом.

Я вспоминаю другой мой фильм, где у меня была похожая прическа. Это скорее касается искусства художника, костюмера и гримера, которые могут изменить лицо, которое состарило время. Кино дает вам возможность убежать от самой себя. Это замечательно!

Я часто говорю, что сейчас живу другой жизнью. Я не снимаюсь, занимаюсь другими вещами. Но когда Марион мне предложила эту роль, она мне очень понравилась. Мне очень понравилась Каролина…

Ну да, это случилось именно так! Всегда есть потребность в пожилых актрисах. Сначала ты играешь девушек, потом их матерей, а потом бабушек - ты стареешь вместе с этой профессией. Актрисы не уходят на пенсию. И мне повезло, что я начала свою карьеру в сериале «Женщины у моря». Вспоминаю, как обедала с Эдит Шуер, которая уже была звездой. И это был потрясающее время и для кино, и для театра. Я обожала находиться рядом с ней. Вы знаете..

Фанни Ардан
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »


Рустам Хамдамов: «Мы живём в поганое время»


Самый целостный и незавершённый автор на Засекин.Ру

Изображение

Опубликовано: 02 марта 2013

28 февраля Самару впервые посетил кинорежиссёр, сценарист и художник Рустам Хамдамов. В рамках проекта информационно-аналитического портала Засекин.Ру и киноклуба «Ракурс» «Собственное зрение» режиссёр представил самарскую премьеру своей ленты 2010 года «Бриллианты. Воровство», а также ряд фрагментов других своих незавершённых киноработ. Но сначала уникальный автор побывал в студии "Засекин-ТВ", дав первое интервью за последние 17 лет.

- Рустам, добрый день и огромное спасибо, что вы приехали к нам в Самару. Когда-то для меня было потрясением и «В горах моё сердце», и те куски, осколки, обрывки, которые остались от фильма «Нечаянные радости», он же «Раба любви». Я считаю, что фильм «Анна Карамазофф» - это гениальное кино. Я никогда не мог представить себе, что буду вот так сидеть рядом с вами и разговаривать. Вы всю жизнь помимо художничества снимаете кино. Ваши кинооткрытия повлияли и на российский, и на европейский кинематограф. И при этом вы фактически не завершили ни одного своего фильма. И всё равно такое ощущение что вам удалось развоплотиться. Вы сбылись? Эта ваша судьба?..

- Нет, я так не думаю, я как раз сейчас очень тороплюсь. Думаю, а вдруг я умру, а ничто не закончено. Это очень неприятно. Когда сейчас очень многие люди умирают, их вдовы сочиняют биографии и ведут себя очень плохо. Мне это очень не нравится.

- Вы отдельно совершенно существуете. Вы создали стиль, его можно описать, но артикулировать практически невозможно. Это «хамдамовский модерн» или постмодерн?


- Нет, нет, совсем нет. Просто я шёл своим путём, это естественно. Сейчас я могу смело сказать, что всё, что в мире сделано было, уже найдено и даже в какой-то степени уничтожается, потому что повторяется, повторяется, повторяется, и иногда очень плохо. Я считаю, что всё искусство немножко устало, как сейчас говорят, история обнулилась, она даже немножко остановилась. Архитектура закончилась вся в 20-е годы, живопись – в 20-е годы, думаю, что стихосложение тоже в 20-е годы испытало пик… Кинематограф, может быть, в 60-е годы уже закончился, с "новой волной", с итальянскими режиссёрами, с неореализмом. Антониони был самый формальный из них из всех. Конечно, сейчас всё-таки жизнь продолжается, люди что-то делают, они думают, что делают новое. Но они отнюдь не делают новое, они должны тщательно изучать, откуда они пришли, потому что впереди ничего не светит, нудно обернуться назад. Слово «постмодерн», которое сейчас стало ходовым, на самом деле существует уже давно. Это качество, прежде всего, большой внутренней культуры человека.

Если ты за собой не несёшь этот шлейф, то немножко выглядишь смешным, потому что изобретаешь то, что уже сделано. В своё время Верди сказал: «Мелодии закончились, мелодий больше нет». Он как знаток мелодий, он их действительно изучал, так вот он сказал, что больше нет мелодий, Пуччини последние сделает. И когда появился Шостакович, естественно, это талантливейший человек, он не мог сочинять мелодии, он пользовался чужими мелодиями, даже структурами, но поскольку он человек был великий, всё старое преображалось в его руках. Если вы внимательно послушаете его седьмую симфонию, это, конечно же, «Болеро» Равеля. Он взял структуру «Болеро» Равеля. Но он улучшил эту музыку, и мы её не узнаём, она более трагичная. Вот что такое постмодерн. Постмодерн включает в себя, прежде всего, огромное количество разной культуры. Когда снимал фильм Параджанов или, предположим, Пазолини, они же не только делали абстракцию, но это была абстракция с соотношениями разных стран. Сказка, которая снята в Грузии Параджановым, это и Персия, и Грузия, и Пазолини, и примитивное искусство. Сейчас, когда в Москве ставят оперные спектакли, они очень хилые, потому что режиссёры, могу смело сказать, это новоявленные люди, они совершенно не обращаются к старой культуре. В конце концов, можно даже из Таганки взять, 40 лет назад, 30 лет назад уже были найдены вещи брехтовские, сколько можно было всего почерпнуть. Постмодерн – это, прежде всего, старые, величественные руины, из которых ты берёшь по кирпичику и строишь своё здание. Оно многослойное, оно многозначное. Когда читаешь, предположим, прозу Бродского, я вижу, что он читал, я вижу те же самые истоки, я читал эти же книги, и мне это приятно. Это и есть воздушные пути.

Люди должны знать, откуда они пришли. Конечно же, Тарковский – это тоже не пустое место. Это, прежде всего, Карл Дрейер, датский режиссёр двадцатых годов, это, наверное, в какой-то степени Бергман. Это, может быть, больше всех Картье Брессон – не фотограф, а режиссёр. Это всё вместе, там столько намешано внутри знаний, плюс его метафоричность, которую он черпал из японской поэзии, а потому что он был японистом, он был востоковедом по образованию, хокку, танки – они иногда настолько изобразительные, что это кадры. Но и конечно, это его учитель Довженко. Если посмотреть на Вайду – огромное количество Довженко в нём присутствует. Вот эти удивительные вещи нынешнее поколение, к сожалению, забыло. Нужно возвращаться назад и брать.

- Мы продолжаем жить в ситуации постмодерна. Вы обозначили одну версию, мне она очень близка, эта версия подлинного постмодерна. Но есть другое представление – тотальная ирония, которая тоже требует глубины, но она переходит в игру центонами, перифраз, деконструкцию и стёб…

- Тотальная ирония – это тоже удивительная вещь. Весь авангард, который был в 20-е годы, который существует в кинематографе, в живописи, он несёт в себе удивительную вещь – в нём нет положительного персонажа, и никогда не было. Даже чудесная книга Олеши «Зависть», я вижу, как Набоков использовал её в своих рассказах, она ведь тоже не имеет положительного персонажа. Всё время ирония, самоирония, Довженко, Эйзенштейн, Маяковский – у них ведь тоже нет положительного персонажа, они были в какой-то степени фашисты. Но во всяком авангарде ты ищешь, прежде всего, мастерство автора, положительного автора. А он положительный в том смысле, что он изобретает, он добивается блеска мастерства, это и есть подлинный авангард.

- Набоков тоже был глубоко ироничным человеком, но у него есть пронзительные положительные герои…

- Мне и они не кажутся положительными. Мне нравятся его «Лолита» и почти документальная книга «Другие берега». Многие его рассказы мне кажутся среднеарифметическими такими для людей, которые отчалили на Запад. У него есть трагическое произведение «Лолита», которое сразу показывает, положительный персонаж – он сам, ты его понимаешь, потому что у него есть боль за главного героя. Потом его метафоричность – это и есть его блеск, она заменяет ему положительного героя. Конструкции его рассказов очень скучные и неинтересные, на мой взгляд. Как-то Лимонов написал, что это среднеарифметические эмигрантские произведения, и мне это понравилось.

- А как же «Приглашение на казнь»?

- Это произведение не интересное. Его даже нельзя сравнивать с Кафкой. Кафка знал, что такое метафора ужаса. А у Набокова это, всё-таки, пестрит расцветкой. И содержание, мне кажется, недостаточно ёмкое. Форма и содержание там не взаимодействуют. Хотя Лотман сказал, что форма формирует содержание. Вот это попытался сделать Набоков. Мне кажется, это произведение его неудачное.

- А что представляет собой современное русское искусство в ситуации постмодерна?

- Мне кажется, что сейчас большая катастрофа во всём мире, но здесь у нас как нигде. История, действительно, обнулилась. Когда ты приходишь в театр и видишь, как все орут, кричат, говорят бытовыми голосами, думаешь, а где же эта старая школа мхатовская, а где же этот Малый театр, речь нараспев. "Современник" и Театр на Таганке 40 лет назад сделали своё дело – они упразднили старую культуру. Но Станиславский не упразднил Комеди Франсез, он на эту певучесть наложил ещё бытовизм. И все его актрисы – это были леди, это были барыни, которые могли играть и тётку в очереди. А сейчас сама актриса и сам актёр – это тётка в очереди. Нет разрыва между тем, что он делает, и его сложением физиологическим, культурным, интеллектуальным.

Смотрите, что такое школа и что такое мастерство. Я прочёл в одной книге, что при жизни Сталина были стёрты на радио все записи Качалова – любимого актёра Сталина. Узнаёте, как эта идея перешагнула в «Зеркало»? Тарковский использовал эту часть. Была паника такая страшная, что в течение двух дней было найдено пять человек, которые имитировали голос Качалова, и то, что мы слышим – это не голос Качалова. Много лет я был уверен, что это его голос. Была школа, появлялись люди, которые могли читать нараспев, делать ту старомодность, от которой люди сейчас бегут, а на самом деле она должна быть включена в твой текст. Любая кинозвезда 30-40-х годов, мы говорим про женщин, - это идеально сделанные существа, которые говорили какими-то чудесными голосами. Марлен Дитрих говорила, что она училась у Асты Нильсен, но Аста Нильсен училась у Сары Бернар. Марлен Дитрих научила Жана Габена лаконизму, Жан Габен научил Жанну Моро, Жанна Моро научила лаконизму Изабель Юппер. Маленькая, но как сдержанна. Наши новые русские, которые чудовищные строили дома буквально 10 лет назад, у нах было сплошное барокко, это был Версаче. Сейчас они все в хай-теке, даже не арт-деко, a-la Армани, а именно такие лофты, кирпичные стены, какие-то замысловатые вещи из Африки, они даже до этого дошли.

Если существует лаконизм, почему в актёрском мастерстве этого не знают, и раздувают такие сопли? Посмотрите, как делает это Жанна Маро или Марлен Дитрих – всё сжато, ничего лишнего. Думаю, что никто сейчас не сможет читать стихи нараспев, как это делали в старину, или как делают поэты. Это было какое-то соединение между напевностью и ритмизацией. Мы сейчас говорим об актёрском мастерстве, но это можно положить на все аспекты культуры, которые существуют. Конечно, если говорить о кинематографе, всё найдено. "Новая волна" решила всё, уже всё в монтаже, даже беспардонность Годара, который разрушал кинематограф – это тоже новация. То, что сейчас происходит – это только новые технологии, которые придуманы в «Аватаре», но на самом деле это совершенно неинтересная и ничтожная картина.

- В экзистенциальном, лирическом искусстве, несмотря на постмодерн, несмотря на смерть автора и прочие терминологические приёмы и законы, вы с самого первого фильма, что делаете - хороните или творите красоту?

- Этот несчастный маленький фильм «В горах моё сердце», который был запрещён какое-то время, - мы сделали откровенную стилизацию. Я сделал такое немое кино. Это не нравилось, «стилизация» – это было слово запретное. Но ведь это не было просто немое кино, это было моё кино. Это была другая история, там же чувствовался человек, который живёт среди нас, он не выскочил из могилы и сейчас туда убежит. Я, естественно, пользовался всем тем, что мне очень нравилось. Думаю, что сейчас даже в этом фильме, который я пытаюсь снять, это русская сказка, переиначенная из японской новеллы, но я сделаю не то, что сделал Птушко, но всё равно я радуюсь, что было такое кино, чуть наивное. Я помню, что Феллини был восхищён, когда увидел картину нашего сказочника, где бегали мужчины-грибы, ему показалось это очень сюрреалистичным. Это, правда, в какой-то степени в других руках было бы сюрреалистичным и стильным, предположим у Бунюэля. Но, когда ты знаешь, что есть Бунюэль, был наивный Птушко, есть у нас потрясающий оператор Урусевский, у которого камера просто жила. Это же можно всё брать и использовать. Все эти ноты исполняемы. Когда ты делаешь постмодерн, ты используешь все семь нот, а не одну.

- У многих подлинных художников, помимо их собственно художественной стратегии, сознания, органики, есть какие-то определяющие их поэтику травмы. Что такое для вас 10-20-30-е годы? Откуда у вас такое настойчивое, неотступное, сверхпристальное мерцание, заговаривание, камлание, вышивание, проглядывание?


- Мы сейчас говорим о Тарковском?

- Нет, мы сейчас говорим о Хамдамове…

- Есть такая всеядность, старое в лес. Но я в то же время не старый человек, я могу преподавать молодым и говорить более дерзкие вещи, чем они сами говорят. Но слово «стёб», которое сейчас существует, - это скорее такая ирония в сторону 20-х годов, к Хармсу и так далее. Всё-таки они тоже не переходят границы большого мастерства, всё клубится на уровне какой-то кухни. Это немножко раздражает, почему они не делают движения выше, ниже, глубже…

- Мне так казалось, и я уверен в этом сейчас, что фильм «Нечаянные радости», несостоявшийся, при том, что там очень много собственно эстетики, того, что несводимо к каким-то плоским вещам, мне кажется, что это даже неслучившееся что-то очень значительное, что-то переворачивающее. Скрябин считал наивно, утопически, что искусство способно переродить человека. Что делает искусство, и что вы делаете искусством?


- Не мне судить о себе, но я стараюсь быть честным, конечно же. Я думаю, что это какая-то концентрация происходит энергии. Но давайте говорить о чём-нибудь другом, о других людях.

- Что происходит сейчас с Россией? Осталась ли культура, некие смыслы, языковые, символические, эстетические, которые и есть Россия?

- Несомненно, они выживут, эти единицы, они пройдут через все эти тернии. Но время очень опасное, оно поганое, я бы даже сказал. И действительно история стоит на месте, сейчас в стране она обнулилась. Люди говорят на плохом русском языке. Я ведь смотрю «Дом-2» и похожие передачи. Дикторы уже говорят на фене. Феня – язык тюрьмы - победила спустя много лет. Сталин запрещал ругаться в тюрьмах, и вместо «блядь» говорили «блин», так сейчас говорят маленькие девочки. «Типа того» - это «опущенный», так говорят даже дикторы. Слово «в принципе», которое изобрёл Тургенев, оно имело большой философский смысл, сейчас говорят каждую секунду сотни тысяч человек, это делают даже теледикторы. Соседка говорит мне: «Я должна в принципе шить платье». Я спрашиваю: «А ты без принципа можешь сшить его?». Она говорит: «Могу». И всё равно она произнесёт это "в принципе" через пять минут. Ослаблено внутреннее сознание, которое не подчиняется тебе. Конечно, это опасно. Язык – выражение лица народа, и когда все говорят плохо, то становится невмоготу. Например, директор музея Пушкина Антонова говорит на чудесном русском языке, недавно я слышал речь Веры Горностаевой – профессора из консерватории. Они говорят на таком чудесном языке, на котором не говорят актёры МХАТа, и не говорят актёры Малого театра. Они забыли. Эта удивительна московская речь. Как такое происходит? А язык – это знак культуры.

Сказала Ахматова: «Век начинается не с календарной даты, век начинается с мировой войны. И войне предтеча всегда – хаос в культуре». А сейчас какой хаос в дизайне, посмотрите, что творится в одежде. Всякая одежда всегда держалась 7-10 лет, Пьер Карден, Зайцев, Ив Сен Лоран, Армани, который делал всё время арт-деко, но ещё появляется 200 тысяч человек, которые каждые 3 месяца меняют каблук, причёску, юбку. То, что сейчас происходит на подиуме – это театр разложения. Конечно, ты, когда хочешь сделать в театре или кино более гремучее, у тебя не получается, потому что люди уже ходят сами на грани упадка. Это очень печально, это знак времени.

- Следующее, что случается – это распад…

- Это и есть сейчас распад. Конечно, есть одно спасение – смотреть назад, читать, уединиться, преподавать, хватать. «Над пропастью во ржи»: дети бегут, чтобы провалиться туда, герой мечтал поймать этого мальчика, девочку и затащить назад, чтобы они не упали. Падают, падают… Я сейчас не могу отличить, например, главную звезду, которая в Голливуде идёт по красной дорожке. Одеты, как проститутки. Одна, может быть, француженка иногда что-то придумает. Но в основном так одеты все. Вечернее платье так называемое. А днём этот хаос – кривое всё, ассиметричное, рваное, подожжённое, такое всё театрализованное, что думаешь, а вот он сам театр – жизнь. А когда будет последнее? Да вот скоро.

- Понятно, что времена не повторяются, но повторяются трагедии и катастрофы. Вы считаете, что сегодняшний период сопоставим с 14 годом прошлого столетия?

- Он сопоставим и с гитлеровским временем. Мне кажется, что время очень тяжёлое. История обнулилась и стоит на месте. Не знаю, куда бежать. А бежать некуда.

- У вас есть какие-то свежие сильные впечатления? Мы говорим, что целое распадается, но есть какие-то точки: режиссёры, писатели, поэты, музыканты

- Конечно, есть старые книги, чуть-чуть устаревшие и совсем не устаревшие, музыка хорошая.

- А современные?


- Конечно же, есть. И их очень много для людей и немного для тебя. Они есть, всегда можно спастись, но самый лучший, конечно, это способ – дружить с людьми маленького круга.

- Кто ваши друзья?


- Сейчас мне не хочется говорить об этом. Немного. Моё поколение уходит. Это очень печально.

- А кого бы из живых авторов отнесли к спасателям?..

- Я сорок лет дружил с Тонино Гуэрра, он скончался год назад, это был очень пожилой человек – 93 года, но он думал как молодой, он радовался одежде, коврам, вкусной еде. При этом у него был очень сильный крестьянский момент - это снобизм, это был утончённый человек и при этом простой и ясный. Всякая высокая культура ясная. Чудесный был человек. Но вот сказал, что кино нет уже . И в последнее время уже не было ни Антониони, ни Феллини, уже не было людей вокруг. И он занимался керамикой, он рисовал эстампы, что-то плёл, сочинял, делал фонтаны чудесные… Тоже было грустно это наблюдать.

- Совсем недавно ушёл из жизни Алексей Герман. Для меня фильм «Хрусталёв, машину!» - одно из главных событий…

- Даже не фильм, а сам человек. Ушёл человек, на которого можно было равняться. Когда ты живёшь и по Цельсию, и по Фаренгейту, и не знаешь, что правильно, какое-то количество людей могли знать, что можно вот так жить, как он.

- Поэты, прозаики русские для вас сегодня есть?

- Есть, конечно. Просто сейчас не хочется говорить об этом, потому что в основном лезет жизнь такая откровенная, которую ты видишь из окон поезда, машины, из телевизора. Прежде всего, это тотальная какая-то агония, очень страшная. Недавно по первому каналу был показан конкурс «Голос». Какая потрясающая была передача. Люди собирались, бежали смотреть, не какой-то дурацкий сериал… Потому что такое количество интересных людей живёт, оказывается, в России бывшей… и все приехали петь. И ты понимал, что они не устроятся. Мафия их не пустит, задушит. Эта мафия, которая существует, а её можно назвать только бандитской мафией, вот эта культурология – Москва, Ленинград, их надо только гнать, они не уступят. И какие были потрясающие девочки там, мальчики, как они пели. Конечно, дай бог таким передачам, которые бы имели ещё резонанс большой.

- У меня было ощущение, что у них есть голоса, а петь им нечего.

- Дело не в этом. Некому им помочь. Всегда существовал человек, который назывался продюсер, он на то и продюсер, что он воспитывает какое-то количество людей, спасает их от социума, потому что социум опасный, страшный, вонючий социум. А их нет, они занимаются только своими, и мы этих своих уже сорок лет видим по телевидению. И эта программа «Голос» - это было что-то несусветное, нереальное. Но может быть, что-то… я просто пессимист. Другого спрашивайте, как исправить положение. Я не знаю, мне хочется бежать домой, закрыться и читать старую книгу.

- После всех этих приключений, в прямом смысле слова, бытийственных, которые пережили ваши фильмы, появился всё-таки фильм «Анна Карамазофф». Появился... и опять не появился…


- Это была перестройка, это было возможно сделать, но тогда не было денег, картина снималась три года. Французская актриса Жанна Моро привозила плёнку. Но картину купил на корню французский продюсер. И он сделал то с картиной, что бы сделал старый коммунист здесь, сидя в Госкино. ОН спрятал картину, но её можно восстановить. А французы требуют её восстановить, даже просят. Потому что Жанне Моро будет 90 лет, они бы хотели ей приз какой-то вручить.

- Это замечательный фильм…

- Я хочу, конечно, найти деньги, этот фильм закончить. Его можно закончить, пока жива Моро, пока я жив.

- Тот вариант, который сейчас можно видеть в Интернете..

- Это фальшивый вариант, его здесь сделали и выпустили. Он не совсем правильный.

- Вы при жизни существуете в форме взрывов, как здание взорвано, а фрагменты остались. О "Нечаянных радостях" мы можем судить только по фрагментам… Вы состоите из фрагментов?..

- Я беспокоюсь, конечно, я жил всё время семилетиями, а надо жить сегодняшним днём, найти деньги – это, это, это закончить, а там будь, что будет…

- Вы привезли в Самару «Бриллианты. Воровство», первую часть трилогии. Насколько значима эта трилогия для вас?

- Это воровка и бриллианты, сейчас я снимаю рубины и убийцу, и третья картина будет предательница без цены. Но сейчас не могу закончить эти «Яхонты» (рубины по-русски), сейчас ещё немного и закончу, три года уже снимаю. Кому это нужно будет, я не знаю. Опять очень узкому кругу. Как вы здесь собираетесь киноклубом. «Сектанты» - так я вас называю.

- Культура ушла в катакомбы?


- Где-то она существует, я просто об этом не слышал. Наверное, существует, но хочется уже опять жить по Цельсию, а не по Фаренгейту.

- Вы не останавливаетесь, довольно интенсивно живёте, но говорите безутешные, резкие, трагические вещи. А откуда тогда у вас интенция другого свойства, у вас же особый вкус к жизни и вам хочется творить из воздуха искусство… Может быть, не так всё безнадежно? Может быть, не будет катастрофического распада?


- Недавно прочёл в какой-то книге, что такое вкус. Было сказано, что это соединение мощных архаизмов с вульгарной современностью и правильно дозированное. Значит, от жизни не уйдёшь. Думаю, что буду соответствовать этому.

- Спасибо, что приехали в странный город Самара. С тюркским именем. Самара меняла пол, была Куйбышевым и вот вернулась ещё чем-то более странным и нелепым. То есть вы побывали везде и нигде...

- В моём детстве все ели шоколадные конфеты из города Куйбышева…

- Шоколадная фабрика «Россия», мы их меньше ели, чем вы, потому что был дефицит, вот это был парадокс такой. Сейчас невозможно говорить о каких-то глобальных вещах, можно говорить только персонально за себя, и мне бы очень хотелось видеть новые и новые ваши фильмы и увидеть вашу авторскую редакцию фильма «Анна Карамазофф». Не знаю, что это может изменить, но мне кажется, что это очень важно.

- Конечно, важно. Набоковский очень хороший эпиграф в каком-то произведении, не помню, в каком, из дореволюционного букваря для детей: «Дуб – дерево, роза – цветок, ласточка – птица, Россия – моё отечество, смерть – неизбежна». Здорово!

Беседовал Сергей Лейбград
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

Большой Город

Он видел звук и слышал цвет». О Сергее Параджанове вспоминает его «личный киновед» Кора Церетели

13 февраля в галерее «На Солянке» открывается выставка, посвященная жизни и творчеству Сергея Параджанова. «Армянин, родившийся в Грузии и сидевший в русской тюрьме за украинский национализм» — так называли режиссера при жизни. Он снял почти 20 фильмов, и столько же ему снять не дали. Он дважды сидел — за неосторожно сказанную фразу и по обвинению в гомосексуализме — и был кумиром западных режиссеров. Ни на кого не похожий, вспыльчивый, по-восточному щедрый и глубокий. Такой, как и его фильмы. О самом загадочном советском режиссере ХХ века БГ рассказала кинокритик Кора Церетели.
Последние восемь лет жизни Параджанова она сопровождала его во всех поездках, а после смерти собирала обрывки его недописанных сценариев, рисунков, рассказов по всему бывшему Союзу. Он называл ее «мой личный киновед» и, несмотря на всю свою беспечность, успел завещать ей свое наследие

Текст:
Анастасия Стогней


Изображение

Кора Церетели, исследователь творчества Параджанова, кинокритик

Фото: Анна Валькова

Кора Церетели, исследователь творчества Параджанова, кинокритик

Один мой друг как-то говорит: «Кора, с тобой хочет встретиться Параджанов». Я отвечаю: «Отлично, давайте сегодня». И слышу в ответ: «Нет, сегодня нельзя. Он сказал, что пришлет к тебе гонца». Гонцом почему-то был выбран участковый милиционер, который и привел меня к Параджанову. Тот стал показывать мне свои наброски, рисунки, листы сценариев к непоставленным фильмам, а в конце заявил: «Я хочу, чтобы вы занимались моим творчеством». И я, конечно, согласилась. К тому времени я была довольно авторитетным критиком, у меня была колонка в газете, я вела лекции о кино в «Иллюзионе». Мы еще не были близко знакомы, но Параджанов приводил съемочную группу целиком на все фильмы Пазолини в этом лектории. Сам стоял в дверях и смотрел, чтобы никто не сбежал ни с просмотра, ни с лекции.

Грузия приютила Параджанова, когда ему запрещали жить в больших городах и ни одна киностудия его не брала. Вообще, надо сказать, наше грузинское чиновничество очень отличалось от московского, они умели иногда действовать вопреки. У Шеварднадзе, может быть, было много грехов, но он столько сделал для грузинского кино! Если бы не он, многих фильмов просто не было бы.

Дом Параджанова знали все. Сюда ходили толпы: бывшие зэки, художники, просто любопытные. Приехал на гастроли Театр на Таганке — он пригласил труппу к себе. Постоянно что-то клеил, мастерил, рассказывал небылицы, байки, все умирали со смеху. Сооружал какие-то шляпы из перьев, наряжал гостей, устраивал карнавал. Серые и неприметные мужчины превращались в испанских грандов, женщины вытягивали шеи. Я тащила к нему в дом то, что осталось от моей старой дворянской семьи: кружева, вышивки, бусы. Из этого он создавал панно, которыми были увешаны все стены его крошечной квартиры с балконом.

Он во всем был человек гомерический, чрезмерный, одержимый одариванием. Современный эпатаж чаще всего нетворческий, скандальный, противно смотреть, как на нем пытаются заработать. А у него был бесконечный театр, по-другому он просто не мог. Так вот, никто не уходил из этого дома с пустыми руками. Параджанов все обставлял как в арабской сказке: «Покажите мне вашу ладонь, о, я чувствую, вам подойдет это фамильное кольцо с большим изумрудом, не стесняйтесь, берите, берите». А дальше как в «Морозко»: счастливая хозяйка реликвии выходит из дома и замечает, что за драгоценность ей досталась: кольцо, как и все остальные сокровища Параджанова, куплено на блошином рынке. Про свой знаменитый халат он говорил: «Его полы касались тела Надир-шаха». А на самом деле его сшила моя подруга. Параджанов постоянно раздаривал сценарии, по одному листу и пачками. Вручить какому-нибудь таксисту полный сценарий с подписью «Другу и соавтору» — это было в порядке вещей. Он, как Брэдбери, создавал другое измерение, сам жил в нем и всех тащил туда же. Это была какая-то магия, патока, кто попадал под его обаяние, не мог выбраться.

Изображение
Фото: Анна Валькова

Однажды я привела в этот дом генсека ФИПРЕССИ Клауса Эдера. К тому моменту Параджанова на Западе хорошо знали и считали исключительным явлением. Приезжая в Тбилиси, старались любыми способами его повидать и пригласить к себе. Вот и Эдер предложил вывезти Параджанова на Мюнхенский кинофестиваль, устроить там выставку и ретроспективу его фильмов. И что самое поразительное, мы поехали. Я только сейчас понимаю, насколько это была безумная затея: вывезти человека с двумя судимостями и клеймом гомосексуалиста за границу. И до сих пор не знаю, как нас выпустили.

Пленки Эдер достал за огромные деньги в Европе: о том, чтобы привезти их отсюда, не могло быть и речи. С собой мы тащили необъятный сундук c коллажами, мозаиками, панно для выставки. В Мюнхен не было прямого рейса, летели через Москву и Франкфурт. Наконец добрались, вселяемся в гостиницу, и я вижу, что Параджанов очень сильно побледнел. Спрашиваю: «Сережа, что с тобой?» Оказалось, что инсулин, который он колол себе каждый день, остался в злосчастном сундуке, который отстал от нас во Франкфурте. Что тут началось: бросились звонить в аэропорт, побежали в аптеку, там ничего нет. Я вся трясусь, а он невозмутимо: «Подумаешь! Умру — устроят пышные похороны в Тбилиси». В итоге кое-как разобрались.

Наконец приезжает этот сундук, мы его открываем — а в нем одни осколки, все мозаики, панно вдребезги. Хватаемся за голову: поздний вечер, достать ничего нельзя, все магазины закрыты. И тут я понимаю: в коридоре что-то происходит. Открываю дверь — а там, кажется, собралась вся украинская диаспора. Что-то фантастическое: они сидели, стояли с подношениями, Параджанов, в своем вечном халате, выплывает из номера, они как один вскакивают и кричат: «Батько!» Просто на Украине, особенно западной, считают «Тени забытых предков» чуть ли не национальным достоянием, при том что он все придумал, почти ничего общего с их нравами у фильма нет. Он снарядил этих «паломников», они притащили клей, плоскогубцы, и мы всю ночь что-то клеили, ремонтировали.

Выставка была в Гастайге — это мюнхенский Центр Помпиду, — и, на наше несчастье, утром по дороге к нему мы натыкаемся на антикварный магазин. Параджанов влетает туда — все, вытащить его невозможно: он в своей стихии, а мы страшно опаздываем. Он с видом знатока: «А это что, французское стекло? А это? Отложите это до завтра, зайдет моя подруга, Франсуаза Саган, принесет деньги». Я, заикаясь, все это перевожу, у персонала глаза лезут на лоб. Наконец выволакиваю Сережу оттуда, и мы бежим на выставку. На следующий день нас ловит продавец из этой лавки: «Как так, вы столько вещей отложили, где же ваша подруга? Когда будут деньги?»

В Гастайге нам дали небольшой угол. Параджанов натянул веревку, разноцветными прищепками прикрепил к ней рисунки — свои, сокамерников, — и за несколько минут создал мрачную обстановку зоны. Вокруг нас стали собираться рабочие, образовалась толпа, которая не расходилась все пять дней, пока шла выставка.

Он всегда грезил Востоком, мечтал поехать в Персию. Я ему говорила: «Сережа, да нет уже никакой Персии», а он: «Твоя конкретика все убивает! Я хочу и буду говорить «Персия». В 1989-м мы поехали на фестиваль в Стамбул. Это было тяжелое время, Параджанов болел, и когда его звали в эмиграцию, отвечал словами Виолетты из «Травиаты»: «Поздно, Альфред, поздно». Из Тбилиси рейса не было, и мы опять полетели через Москву: сначала Параджанов, а через несколько дней и я. Подруга, у которой он там останавливался, предупредила: «Что-то странное творится, к нему все время ходят какие-то люди», но я пропустила это мимо ушей.

Приезжаем в Стамбул, и он первым делом идет в банк. Выворачивает карманы халата, а там — перетянутые резинками пачки денег. Какой валюты только не было! Тугрики, лиры, какие-то неизвестные купюры. У кассира шок, он уходит, приводит с собой еще двух сотрудников, они о чем-то спорят, я не выдерживаю: «Да в чем дело?» «Понимаете, — говорит, — здесь конвертируемой валюты максимум на 45 долларов». Что с ним было! Часть денег пришлось выбросить, Параджанов кричал: «Зэки всегда остаются зэками! Да где они все это набрали?» Оказалось, в Москве он бросил клич среди друзей — бывших заключенных: еду за границу, денег нет, — и они тащили ему эти бумажки отовсюду.

Тут выступила армянская диаспора, дали немного денег, потом Никита Михалков, который был тогда в жюри, добавил еще немного, и мы пошли — не на открытие фестиваля, конечно, а на знаменитый стамбульский рынок. Это длинные-длинные коридоры без окон, масса мелких магазинчиков, все сверкает, ослепляет. Первое, что сделал Параджанов, — купил мне какое-то ожерелье за сто долларов. Я его отговаривала: «Не надо, денег же нет!», — а он в ответ: «Я хочу, чтобы осталось на память». Ему вообще было очень важно что-то оставить после себя. В общем, он бродил по этим бесконечным лавкам с видом знатока, просил отложить то одно, то другое. В конце концов мы шли по базару, а за нами — толпа народу, целое шествие. Так продолжалось каждый день, на фестивале мы по-прежнему не появлялись. Я шепчу: «Сережа, неловко, давай хотя бы на закрытие сходим», — а он только отмахивается, выбирает мелкие вещички, которые потом будет выдавать за драгоценности. И тут я замечаю помощницу директора фестиваля, которая бежит к нам и, размахивая руками, кричит: «Премию надо получить, премию!» Тут уже я хватаю его за халат и заталкиваю в машину.


Параджанов говорил: «только гении и могут создавать шедевры: Феллини, Антониони, Пазолини и я»

Пока едем, я твержу: «Умоляю, только ни слова о Карабахе!» (Параджанов умудрился снять «Ашик-Кериб», за который давали премию, в самый разгар Карабахского конфликта). Он выходит на сцену, и во втором предложении — Карабах. Я аж поперхнулась, но куда деваться — перевожу, все же и так поняли, о чем речь. Возвращаемся в гостиницу — он очень увлечен и не замечает, что за за нами по пятам идет толпа агрессивно настроенных молодых турков. Я в ужасе, молюсь, чтобы он ничего не заметил, ведь обязательно спровоцирует их. Доходим до гостиницы, я выдыхаю, и только тут он обратил внимание: «Что-то случилось?» Я показываю ему записку, которую мне в руку незаметно сунул один из этих турков: «Несчастный режиссеришка, на этот раз мы тебя прощаем. Viva Азербайджан, viva Карабах!» Он возмущается: «Вот и чего ты добилась? Меня бы убили и похоронили, как Грибоедова. Ты хочешь, чтобы я загнивал в постели? Какой был бы конец, какой конец!» Потом как-то в Тбилиси я слышала, во что он превратил эту историю: будто бы меня похитили турки, и он сражался с ними.

Он создавал легенду из всего. В Мюнхене на блошином рынке купил портрет какого-то печального юноши в военной форме, а в Тбилиси всем рассказывал, что этот парень героически погиб на войне, «цитировал» его письма к матери. Так же относился к политике: она была просто материалом для мифотворчества. Когда его пытаются назвать диссидентом, это просто смешно. Он был абсолютно аполитичным человеком.

Изображение
Фото: Анна Валькова

Его судимость была, конечно, сфабрикована: завистников и излишнего восторга на Западе было для этого достаточно. Был известный конфликт с одним из операторов, говорили, что его заслуги в параджановских фильмах больше, чем самого Параджанова, и этот конфликт искусственно подогревали. А Сергей еще подливал масла в огонь, придумывая компрометирующие истории о себе: зачем-то ляпнул, что изнасиловал 26 коммунистов на зоне. Потом в неудачной компании сказал Любимову: «Юра! Уезжай на Запад, здесь тебя не ценят. Мне, например, королева Англии и папа римский высылают бриллианты, и я на них живу». Господи, да достаточно было просто посмотреть, как он живет, чтобы понять: никаких бриллиантов не было, тем более от английской королевы. Однажды Параджанов выступал с лекцией в небольшом украинском городке. В кинотеатре отключили свет и, чтобы занять публику, он начал нести какую-то околесицу, в том числе было немного и о политике. И все — донос, КГБ. Тогда ведь достаточно было любой мелочи.

Конечно, он был гением, и самое ужасное, что сам это понимал. Я ему говорила: «Ты снял мой любимый фильм, картину на все времена», — а он в ответ: «Конечно, только гении и могут создавать шедевры: Феллини, Антониони, Пазолини и я». Наверное, он был в первую очередь не режиссером, а художником, видел звук и слышал цвет. У него был вкус вещей, он осязал их фактуру, чувствовал ее, как ни один искусствовед. Мы заходили в огромный музей, он кричал «Дюрер, Дюрер», шел, как на запах, мгновенно находил и замирал перед ним: «Какая красота!»

И знаете, что самое удивительное? При всей его эксцентричности, взбалмошности он всегда помнил: «Я должен что-то передать, оставить после себя»
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

Гладильщиков Юрий

«Оскар» времен кризиса


Американская академия киноискусств подвела итоги 2013 года


2 марта в Лос-Анджелесе состоялась 86-я церемония вручения премии Американской киноакадемии. Фильм режиссера Стива Маккуина «12 лет рабства» получил «Оскар» как лучший фильм 2013 года

Изображение
«Оскаровские» серебряные и золотые статуи готовятся к церемонии вручения премии. 2 марта они будут стоять на Голливудском бульваре Лос-Анджелеса

Нынешняя оскаровская гонка* в очередной раз убеждает в прозорливости Голливуда, и — возьмем больше — англоязычного кино в целом. Ведь «Оскар» — главная кинопремия не только Америки, но и всего англоязычного мира. «Оскар» — это выставка реальных достижений голливудского хозяйства, как никакая другая кинопремия в мире он любит и умеет улавливать общественные умонастроения. Проанализировав темы и интонацию главных оскаровских хитов «Оскара»-2014 (фильмов, номинированных на главную статуэтку за лучший фильм года, как и в прошлый раз, — девять), приходишь к выводу: их лейтмотив — неуверенность в завтрашнем дне.

Сквозная тема

Кризис вроде миновал, но, судя по Голливуду и «Оскару», люди теперь боятся нового. Из девяти оскаровских фильмов-фаворитов четыре — про обрушившиеся на человека смертоносные испытания: «12 лет рабства» (свободный человек продан в неволю), «Гравитация» (герой в одиночку пытается выжить после катастрофы на космической станции), «Далласский клуб покупателей» (герой узнает, что болен СПИДом и жить осталось месяц), «Капитан Филлипс» (герой взят в заложники сомалийскими пиратами). Еще четыре фильма — «Афера по-американски», «Волк с Уолл-стрит», «Филомена», «Небраска» — это разного рода попытки разобраться с недавним прошлым, понять, как мы докатились до жизни такой. (К фильмам про экзекуцию прошлым добавим еще два — «Жасмин» и «Август»: они не претендовали на титул лучшего фильма года, но между ними развернулась борьба в женских актерских номинациях.)

Единственное исключение в ряду главных фаворитов — футуристическая фантасмагория «Она» сатирика-сюрреалиста Спайка Джонса, создателя абсурдных комедий «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация». Это фильм о романе мужчины и компьютерной программы, ставшей его женщиной. Такие фильмы — из-за одной только своей жанровой несуразности — прежде не вошли бы в число оскаровских лидеров. Но стали входить с тех пор, как голливудская академия несколько лет назад расширила список лент, претендующих на звание абсолютно лучшего, «от пяти до десяти». Впрочем, фильм Джонса тоже не противоречит основной оскаровской теме этого года. Ведь он о совсем уже тотальном одиночестве, о том, к каким странностям в будущем могут привести уродства современности. А это как ни крути — тоже кризис.

Лучшая женская роль

Из года в год — за редким исключением — конкуренция в борьбе за женский «Оскар» менее интересна, чем в битве за мужской. В классических пьесах — от Шекспира до Чехова — на семь-восемь мужских ролей приходится всего две-три женских. Голливуд в последние годы пытается преодолеть эту тенденцию, хотя и там женщина зачастую лишь подруга главного героя. Фильмов, где женщина — во главе угла, становится больше, результатом чего стало появление плеяды молодых кинозвезд от Натали Портман, которой уже 32, до Дженнифер Лоуренс, которой всего 23.

Тем не менее выбор и на сей раз был невелик. «Оскар» достался Кейт Бланшетт за роль в драме Вуди Аллена «Жасмин». Ведь она получила приз за лучшую женскую роль года от американской Гильдии актеров (а награды гильдий, о чем у нас до сих пор не ведают, — это первый ориентир для голосующих оскаровских академиков).

Бланшетт — великая актриса. Но ее роль похожа на работу другой великой претендентки — Мерил Стрип в драме «Август», этакой классической пьесе, где гости съезжаются на дачу (в данном случае — в уединенный родительский дом в Оклахоме), потом разъезжаются, и между этими двумя событиями разбиваются жизни.

И Бланшетт, и Стрип играют монстров, которые портят жизни себе и близким, а на самом деле мечтают о счастье. Но вот беда: героиню Стрип при этом жаль в ее финальном одиночестве, а вот экранную Бланшетт, при всем мастерстве режиссера Вуди Аллена, не жаль ничуть.

«Оскар» не достался бы Мерил Стрип, ведь есть и такая штука, как актерская зависть. Если бы Мерил завоевала статуэтку, то стала бы абсолютной рекордсменкой среди актрис и актеров за всю историю «Оскара». У нее сейчас три «Оскара». Больше — четыре — лишь у Кэтрин Хепберн. Но у Кэтрин было двенадцать номинаций. А у Мерил сейчас — уже восемнадцатая.

Кстати, за лучшую женскую вспомогательную роль в том же «Августе» была номинирована легендарная «красотка» Джулия Робертс — она в фильме играет старшую дочь героини Стрип. Это ее первая серьезная возрастная роль, доказавшая, что она настоящая драматическая актриса.

Другие претендентки — Сандра Буллок за игру в компьютерной «Гравитации» и Джуди Денч за работу в «Филомене» — оказались в роли статисток. Тем более что по одному «Оскару» (как, впрочем, и у Бланшетт) у них уже есть.
Изображение

Лучшая мужская роль

Тут конкуренция была выше. По сути, все пятеро претендентов были достойны статуэтки, и любой выбор голливудской киноакадемии окажется, увы, несправедливым. Печальнее всего, что «Оскар» опять не достался истинно талантливому актеру Леонардо Ди Каприо, сыгравшему шулера-бабника-миллиардера в сатирическом «Волке с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. В каждой новой роли Ди Каприо прыгает выше головы. Но это его четвертая номинация на «Оскар». Вообще-то четыре номинации — это честь. Но для Ди Каприо — оскорбление. Он был бы достоин и десяти. И уж точно давно достоин статуэтки. Но ему не могут простить ранний суперуспех в «Титанике» (за который он, в отличие от других создателей «Титаника», не был даже номинирован).

Не менее жаль, что мимо «Оскара» пролетел потрясающий афробританский актер Чиветель Эджиофор, сыгравший плененного интеллигента в трагедии «12 лет рабства», а также Кристиан Бейл и Брюс Дерн. Бейл, у которого уже, впрочем, есть «Оскар», из фильма к фильму меняет свой образ столь радикально, что его трудно узнать. Иногда ценой здоровья (для «Машиниста», снятого в 2004-м, он, и без того худой, сбросил 40 кг).

Что до Брюса Дерна, отца актрисы Лоры Дерн, то у него «Оскара» нет. Но, сыграв в «Небраске» странного старикана, который то ли полубезумен, то ли пытается отчаянно доказать себе, своей семье, друзьям детства, что его провинциальная жизнь имела смысл, Дерн может утешиться призом за лучшую мужскую роль, присужденным ему в Канне 2013-го жюри во главе с самим Стивеном Спилбергом.

«Оскар» же достался Мэтью Макконахи за работу в драме «Далласский клуб покупателей». Именно Мэтью удостоился награды как лучший актер 2013-го от родной голливудской гильдии. Кстати, ради роли, где персонаж Макконахи не помирает от СПИДа в отведенный ему месяц, а продолжает активно жить, противодействуя мафии фармацевтических корпораций, актер, как в свое время Бейл, скинул невероятное количество килограммов, превратившись в обтянутый кожей скелет. «Оскар» обычно поощряет актерские подвиги.
Изображение

Лучшая режиссерская работа

Тут все проще. Приз американской Гильдии режиссеров за лучшую, по ее мнению, кинопостановку года получила «Гравитация» (об отчаянии одинокого человека в космосе) — фильм, снятый работающим в Голливуде мексиканцем Альфонсо Куароном**.

За все время существования Гильдии режиссеров, начиная с 1948-го, известно всего шесть случаев, когда фильм, отмеченный этой гильдией как главный режиссерский успех года, не получал впоследствии «Оскар» за лучшую режиссуру. Так что остальные оскаровские номинанты — Дэвид О. Рассел за фильм «Афера по-американски», Александр Пейн за «Небраску», великий Мартин Скорсезе за «Волка с Уолл-стрит» и даже моднейший афробританец Стив Маккуин за «12 лет рабства» (в прошлом у него такие скандальные работы как «Голод» и «Стыд») остались в офсайде.
Изображение

Лучший фильм 2013 года


Ноздря в ноздрю шли два фильма: «Гравитация» и «12 лет рабства». Они поделили между собой «Золотой глобус», который не является ориентиром для «Оскара», но все же важен. Они, можно сказать, распилили призы британской телеакадемии BAFTA**.

Самое главное: они взяли на пару главный приз за лучший фильм года американской Гильдии продюсеров. Обладатель этого приза и становится обычно главным оскаровским лауреатом.

Победил «12 лет рабства». Во-первых, здесь очень важная и по-прежнему во многом закрытая для Америки тема угнетения чернокожих рабов. Во-вторых, политкорректность (хотя фильм принципиально не политкорректен). В-третьих, Голливуд постоянно упрекают в расизме. А тут на сцену за главнейшей мировой кинонаградой года наконец-то может выйти афробританец! Это же для «Оскара» козырный туз! Впрочем, автору этих строк фильм «12 лет рабства» действительно очень-очень нравится. Не своими кошмарами, разумеется. Нравится именно как кино.
Изображение
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

Международная карьера Данилы Козловского: от "Академии вампиров" до рекламы Chanel

Социальные сети заполонила новость о том, что Данила Козловский, звезда фильмов «Духлесс» и «Легенда номер 17», снялся в международной рекламе Chanel. Мало того, он в ролике играет главную роль вместе с актрисой Кирой Найтли. А снимал это видео известный английский режиссер Джо Райт, кстати Кира Найтли играла главную роль в его экранизации «Анны Карениной». :D

Изображение
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

НОВОСТИ КИНО

Рецензия
Выбор в руках человеческих ("Ной")

Изображение

Оказалось, Paramount последовательно обманывало зрителей до самого конца. Сначала концентрируя рекламную кампанию на собственно потопе, затем заявив, что в общем это только издалека напоминает известную историю и вовсе не является экранизацией Библии. Все знают, что дословных экранизаций не бывает и скорее всего никогда не будет, однако это не мешает истории, даже со всеми художественными допущениями, оставаться историей. Даррен Аронофски наглядно доказывает, что настоящее искусство не только имеет место быть на больших экранах, но и по-прежнему учит своих зрителей вечным и непреклонным моральным истинам.

Аронофски, прежде всего, не исковеркал и не изуродовал Библейскую историю о Ное, его семье и ковчеге, а сконцентрировавшись на человеке, на плечи которого возложили величайшую ответственность, показал все то, чему всегда учили в церквях и храмах по всему миру. Это фильм о выборе и о том, как сложно порой его сделать. И в то же время о том, какой силой и какой властью наделен человек, а какой не наделен.

Не удивительно, что главную во всех смыслах роль доверили Расселу Кроу, человеку за могучими плечами которого огромный жизненный и актерский опыт. Кто как не он мог передать всю глубинную силу и слабость этого персонажа. Всю его решимость и одновременно неуверенность, когда в его душе борются любовь и милосердие против долга и высшего блага.

Главным оппонентом в этом споре выступает Рэй Уинстон, герой которого уверен в силе и превосходстве человека над всем живым. Энергетика этого персонажа так и пробирает насквозь. Главный представитель той части человечества, что погрязла в грехах, гневе и вражде, действует без промедления и сомнений. У него четкая позиция, фактически звучащая в вопросе: "Вы хотите жить?". Так вот если хотите, идите и бейтесь за свое будущее. Во многих это наверняка найдет отклик, и в этом вся суть режиссуры Аронофски: даже самый отвратительный персонаж понятен и в чем-то близок.

Оттеняют актерский состав семья Ноя. Дженнифер Коннелли и Эмма Уотсон представляют слабый пол, в то время как Логан Лерман и Дуглас Бут готовы сражаться и защищать то, что им дорого. В качестве мирного старца, тяготеющего к ягодам, на экране предстает Энтони Хопкинс. Каждый из них смотрится органично и живо в своей роли, а молодые звезды по-настоящему раскрываются ближе к финалу картины, демонстрируя свои таланты во всей их мощи.

Необычности картине добавляет особое виденье Аронофски и прямые по части визуализации отсылки к его же графическому роману. Многие кадры можно смело распечатывать в качестве постеров на стену, так они красивы и необычны. Потрясающие пейзажи Исландии добавляют прелести этому незнакомому и пустому миру. Аронофски не отказывается и от своих известных уже приемов монтажа и расставляет акценты на нескольких важных символах, преследующих зрителей и героев фильма на протяжении всех двух с лишним часов. Несколько сцен производят настолько сильное в своем ужасе впечатление, что выкинуть их из головы сразу не удастся. Аронофски важно, чтобы до зрителя дошло его послание, и он вышел из зала другим человеком.

Кстати фильм вовсе не выглядит затянутым или скучным. Создателям удалось удачно разделить экшен сцены с напряженными эмоциональными событиями в семье Ноя. Визуальные эффекты как никогда более органично вписываются в сюжет и сущность истории. Музыка давно сотрудничающего с Аронофски Клинта Мэнселла опять же смешивает эпический размах картины с глубоко личными чувственными нотками драмы.

Это действительно история Аронофски. Она дышит его стилем, его мыслями и его любовью. В фильме видно отражение души режиссера, что всегда подкупает. Все на экране выглядит честно и глубоко. Несмотря на кажущиеся данными ответы, здесь есть над чем задуматься разным поколениям зрителей: от мала до велика. Однако только если вы доверитесь режиссеру и позволите ему повести вас за собой. Вы скорее всего будете приятно удивлены, куда он вас заведет.

Не важно верите вы в высшие силы или не верите, согласны с Аронофски или не согласны, этот фильм надо смотреть всем и каждому, как современное произведение искусства высочайшего уровня, как талантливую работу режиссера, актеров и всех, кто участвовал в создании этого эпика. Будь это для вас сказкой или проповедью, в вашей душе невольно взойдут семена вопросов, эхом отзывающихся в нашей повседневной сегодняшней жизни: какой выбор сделаете вы? Достойно ли было человечество этого второго шанса начать все с начала или нас все-таки стоило уничтожить тысячи лет назад?

Автор: OLegD
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

Сегодня @spletnikru поздравляет с 77-летием Джека Николсона. В какой роли он запомнился вам больше всего? pic.twitter.com/6F9npSkG5l

Изображение
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

Изображение

Монархи Монако объявили бойкот Каннскому кинофестивалю из-за "Принцессы Монако"


ИсточникИсточник: Arthouse.ru, 06.05.2014

Правящий князь Монако Альбер II и другие представители рода Гримальди решили игнорировать Каннский фестиваль этого года. Причиной стал фильм "Принцесса Монако", открывающая 64-й кинофестиваль.

Изображение

Сюжет рассказывает о знакомстве Ренье III и известной американской актрисы Грейс Келли, впоследствии ставшей княгиней Монако после замужества в 1956 году. Главные роли в фильме сыграли Николь Кидман и Тим Рот

Правящий дом уже после знакомства со сценарием занял критическую позицию по отношению к голливудской истории. Правитель Монако, его сестры Стефания и Каролина сделали официальное заявление, в котором отметили, что фильм не является биографическим.

Представители рода заявили, что были изумлены сценарием и отстранились от проекта. Причем продюсерам картины выслали список уточнений, которые следовало бы внести в сюжет фильма. Но, как выяснилось позже, все они были проигнорированы создателями картины.

Создатели, в свою очередь, не настаивают на точном историческом соответствии. Продюсер Пьер-Анж Ле Погам отметил, что фильм был задуман как художественный. Целью картины не является правдивое изображение истории княжества. А режиссер ленты Оливье Даан, считает критическую реакцию Гримальди несколько преувеличенной.

Смотрите:
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... DDUXMsatNM
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Аватара пользователя
Герда
Сообщения: 6964
Зарегистрирован: 21 мар 2012, 21:49

Re: КИНО

Сообщение Герда »

А вы как считаете?

Советские мультфильмы, которые нужно запретить


Читайте:
http://www.gazeta.ru/lifestyle/style/20 ... 3425.shtml
То,что для одного комар,для другого - верблюд. Изображение

Ответить

Вернуться в «Культурная жизнь»