Re: Религия
Добавлено: 27 дек 2013, 00:09
Чему и как нужно учить определились :
Выступление Первого заместителя председателя Правительства Московской области Л. Н. Антоновой
(бывший министр образования МО)
Уважаемые участники конференции!
Я очень рада, что сегодня продолжается традиция празднования Дней Славянской письменности и культуры на священной подмосковной земле.
Вся культура российского народа основана на языке, подаренном нам Святыми Равноапостольными Братьями Кириллом и Мефодием.
Сегодня Московская область — крупнейший регион России, который, подобно зеркалу, отражает тенденции духовного образования, происходящие в разных регионах нашего Отечества.
И я с гордостью должна отметить, что именно в нашем регионе разработана многоступенчатая система духовного образования на уровне нескольких ступеней: дошкольного — разработан учебно-методический комплекс «Добрый мир. Православная культура для малышей», школьного — «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1–11 классов, в него входит и
«Духовное краеведение Подмосковья» и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, входящий в состав программы «Основы религиозных культур и светской этики», обеспеченный полным корпусом учебных пособий от дошкольного звена до 11 класса общеобразовательной школы.
Эти курсы выстроены преемственно, с учётом возрастных особенностей детей разных ступеней обучения, так как это основано на концепции одного автора.
Разработаны пособия для внеучебной работы «Маршруты духовного краеведения для малышей», для семейного чтения — «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», разработаны и сертифицированы программы и ведётся подготовка педагогов ДОУ и СОШ на курсах повышения квалификации. В этом году на Открытом уроке школы получили новое пособие по духовнонравственному воспитанию: «Духовную азбуку», которая продолжает цикл просветительской литературы для детей, учителей и родителей.
Учебник по «Основам православной культуры» для 4 класса (автор Шевченко Людмила Леонидовна) в 2013 году вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ для использования в учебном процессе (№ 413) — мы обращаем ваше особое внимание на этот факт, так как в школах Московской области уже многие годы ведётся работа по учебнометодическим комплектам Людмилы Леонидовны, и использование содержания, знакомого учителям уже в рамках курса ОРКСЭ снимет многие проблемы в выборе в качестве учебного именно модуля «Основы православной культуры».
Наверно, это немало, если принять во внимание, что этот опыт используется сегодня в 57 регионах РФ. Московская область всегда шла с опережением, показывая возможности возвращения в светскую систему образования ценностей религиозной культуры.
Например, вопрос о разработке стандарта православного компонента дошкольного образования еще находится в стадии обсуждения, а в Московской области уже разработан содержательный модуль «Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором показаны возможности плавного, «нереволюционного» введения в существующие программы дошкольного образования православных ценностей. Разработанная программа подготовки педагогов ДОУ носит названия «Духовно-нравственная культура. Православная культура. (Основы религиозных культур и светской этики в дошкольном образовательном учреждении»).И воспитатели детских садов, пройдя подготовку и получив комплект, работают по нему.
Опыт Московской области уже востребован Белгородской, Калужской областями. На педагогических курсах, проводимых Духовнопросветительским культурным центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, обучаются не только учителя Московской области, но и педагоги Калужской области, посчитавшей необходимым для их региона опыт Московской области. Конечно, несмотря на все наши достижения, сегодня мы задумываемся о перспективах.
«ОРКСЭ» — курс одногодичный. А как быть с теми классами, в которых велось и ведётся преподавание православной культуры с 1 по 10- класс? Сегодня много говорят о том, что региональный опыт нужно сохранять. Как это сделать? Формально, с учетом всех поправок Закона РФ «Об образовании» преподавание православной культуры можно сохранить в рамках часов школьного компонента и права образовательного учреждения в выборе вариативной части образовательной программы. Учебные пособия, по которым работала до сих пор система образования Московской области, также могут быть использованы на вполне законных основаниях, так как издательство, которое их издает, включено в перечень, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Министерство образования Московской области не просто работает над разработкой учебного обеспечения процесса духовно-нравственного образования, но и финансирует подготовку педагогов на базе таких крупных образовательных центров Московской области, как МГОУ, АСОУ.
Однако на практике многое в сохранении положительного опыта Московской области сегодня будет зависеть и от руководителей муниципальных органов управления образования на местах и руководителей образовательных учреждений.
Для того чтобы не утратить тот положительный опыт Московской области, который сегодня уже тиражируется другими регионами, нашим руководителям следует проявить ответственность в его сохранении и развитии.
Выступление Первого заместителя председателя Правительства Московской области Л. Н. Антоновой
(бывший министр образования МО)
Уважаемые участники конференции!
Я очень рада, что сегодня продолжается традиция празднования Дней Славянской письменности и культуры на священной подмосковной земле.
Вся культура российского народа основана на языке, подаренном нам Святыми Равноапостольными Братьями Кириллом и Мефодием.
Сегодня Московская область — крупнейший регион России, который, подобно зеркалу, отражает тенденции духовного образования, происходящие в разных регионах нашего Отечества.
И я с гордостью должна отметить, что именно в нашем регионе разработана многоступенчатая система духовного образования на уровне нескольких ступеней: дошкольного — разработан учебно-методический комплекс «Добрый мир. Православная культура для малышей», школьного — «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1–11 классов, в него входит и
«Духовное краеведение Подмосковья» и одногодичный модульный курс «Основы православной культуры» для 4 класса, входящий в состав программы «Основы религиозных культур и светской этики», обеспеченный полным корпусом учебных пособий от дошкольного звена до 11 класса общеобразовательной школы.
Эти курсы выстроены преемственно, с учётом возрастных особенностей детей разных ступеней обучения, так как это основано на концепции одного автора.
Разработаны пособия для внеучебной работы «Маршруты духовного краеведения для малышей», для семейного чтения — «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители», разработаны и сертифицированы программы и ведётся подготовка педагогов ДОУ и СОШ на курсах повышения квалификации. В этом году на Открытом уроке школы получили новое пособие по духовнонравственному воспитанию: «Духовную азбуку», которая продолжает цикл просветительской литературы для детей, учителей и родителей.
Учебник по «Основам православной культуры» для 4 класса (автор Шевченко Людмила Леонидовна) в 2013 году вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ для использования в учебном процессе (№ 413) — мы обращаем ваше особое внимание на этот факт, так как в школах Московской области уже многие годы ведётся работа по учебнометодическим комплектам Людмилы Леонидовны, и использование содержания, знакомого учителям уже в рамках курса ОРКСЭ снимет многие проблемы в выборе в качестве учебного именно модуля «Основы православной культуры».
Наверно, это немало, если принять во внимание, что этот опыт используется сегодня в 57 регионах РФ. Московская область всегда шла с опережением, показывая возможности возвращения в светскую систему образования ценностей религиозной культуры.
Например, вопрос о разработке стандарта православного компонента дошкольного образования еще находится в стадии обсуждения, а в Московской области уже разработан содержательный модуль «Духовно-нравственная культура. Православная культура для малышей» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором показаны возможности плавного, «нереволюционного» введения в существующие программы дошкольного образования православных ценностей. Разработанная программа подготовки педагогов ДОУ носит названия «Духовно-нравственная культура. Православная культура. (Основы религиозных культур и светской этики в дошкольном образовательном учреждении»).И воспитатели детских садов, пройдя подготовку и получив комплект, работают по нему.
Опыт Московской области уже востребован Белгородской, Калужской областями. На педагогических курсах, проводимых Духовнопросветительским культурным центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета, обучаются не только учителя Московской области, но и педагоги Калужской области, посчитавшей необходимым для их региона опыт Московской области. Конечно, несмотря на все наши достижения, сегодня мы задумываемся о перспективах.
«ОРКСЭ» — курс одногодичный. А как быть с теми классами, в которых велось и ведётся преподавание православной культуры с 1 по 10- класс? Сегодня много говорят о том, что региональный опыт нужно сохранять. Как это сделать? Формально, с учетом всех поправок Закона РФ «Об образовании» преподавание православной культуры можно сохранить в рамках часов школьного компонента и права образовательного учреждения в выборе вариативной части образовательной программы. Учебные пособия, по которым работала до сих пор система образования Московской области, также могут быть использованы на вполне законных основаниях, так как издательство, которое их издает, включено в перечень, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Министерство образования Московской области не просто работает над разработкой учебного обеспечения процесса духовно-нравственного образования, но и финансирует подготовку педагогов на базе таких крупных образовательных центров Московской области, как МГОУ, АСОУ.
Однако на практике многое в сохранении положительного опыта Московской области сегодня будет зависеть и от руководителей муниципальных органов управления образования на местах и руководителей образовательных учреждений.
Для того чтобы не утратить тот положительный опыт Московской области, который сегодня уже тиражируется другими регионами, нашим руководителям следует проявить ответственность в его сохранении и развитии.